Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ДЕЛО БЫЛО НА КУБАНИ
1
2
3
4
5
6
7
В феврале 1950 года на экраны Советского Союза вышел фильм, споры вокруг которого не утихают до сих пор. Музыкальная комедия Ивана Пырьева «Кубанские казаки» очень полюбилась зрителям, но её создателей часто критикуют за «лакировку» послевоенной советской действительности. Сам режиссёр считал, что его детище прежде всего воспевает трудовой подвиг советского народа. Да и на съёмках этой комедии случались подвиги!

КАК ПОКАЗАТЬ НАСТОЯЩУЮ ЯРМАРКУ
Режиссёр Иван Пырьев однажды увидел в газете заметку о том, что в подмосковном городке открывается колхозная ярмарка. Он заинтересовался, поехал туда... и был очень разочарован. Под «ярмаркой» подразумевалась распродажа залежалых товаров. Не такими Иван Александрович помнил ярмарки из своего дореволюционного детства! С его точки зрения, это должен был быть настоящий праздник, яркий и радостный. И режиссёр загорелся идеей показать зрителям вот такую ярмарку. Местом действия своего будущего фильма Пырьев сразу же выбрал Кубань – он был очарован этим краем. «Кубань хоть и похожа на Украину, но это Россия. На Кубани было казачество. Там любят и выращивают хороших коней, а значит, любят конные состязания, скачки. На Кубани своеобразная речь, так называемый суржик – смесь украинского языка с русским, там поют хорошие песни, там красивые женщины и лихие парни…» – объяснял он позже. И сценариста Пырьев выбрал оттуда же – драматург Николай Погодин хорошо разбирался в жизни и быте кубанских казаков и написал на эту тему несколько пьес. Вдвоём они сочинили историю под первоначальным названием «Колхозная ярмарка» – о том, как два передовых колхоза на Кубани противостоят друг другу и соревнуются во время ярмарки. В заявке для «Мосфильма» Пырьев написал: «Дело не в том, чтобы только показать колхозное богатство, задача состоит в том, чтобы зрителю виделось будущее... В итоге нашей картины зритель, уходя бодрым, радостным из кинотеатра, должен сказать: «Как хорошо в нашей стране жить и работать!»... Если это удастся – будет победа!» В непростое послевоенное время людям зачастую не хватало надежды на лучшее, и великий режиссёр это понял. Правда, с ним были согласны не все. Некоторых чиновников пугал сам факт съёмок комедии на тему колхозной жизни. Один в личной беседе заявил Пырьеву: «Колхозы – детище партии. Насмехаться над ними не позволим!» К счастью, таких было меньшинство – на «Мосфильме» заявку одобрили. Положительно отнёсся к идее фильма и Сталин. И он же, посмотрев черновой вариант кинокартины, предложил заменить название на «Кубанские казаки». Конечно же, спорить с вождём никто не стал.

КАЗАЧЬИ СТРАСТИ
В роли бравой председательницы колхоза Галины Пересветовой режиссёр с самого начала видел свою жену – Марину Ладынину. К тому времени за её плечами были роли бригадира Марьяны Бажан в «Трактористах» и свинарки Глаши Новиковой в «Свинарке и пастухе». И всё равно находились скептики, которые считали, что московская актриса не сыграет казачку-колхозницу! Однажды актёров, занятых в «Кубанских казаках», пригласили на конференцию председателей колхозов. «И главный, который вёл это всё, сказал мне по секрету: «Марина Алексеевна, вы хорошая актриса, но вам нужно отказаться от этой роли. Ну какая вы председательница колхоза? Вы посмотрите на наших баб». Я говорю: «Вы знаете, меня учили, что я обязана играть не только то, что подходит», – однажды поделилась Марина Алексеевна. Но после выхода фильма актриса получила от этого же человека письмо, в котором он восхищался её ролью! «У тебя и юбка телепается по ботинкам, когда ты идёшь по стерне, так, как у наших баб», – умилялся он... А вот актёра на роль Гордея Ворона, председателя конкурирующего колхоза, в которого влюбляется Галина, искали долго. Ни в ком режиссёр не видел того самого «орла степного, казака лихого». «Пора уже было выезжать в экспедицию, приступать к съёмкам, а исполнителя всё нет и нет, – вспоминала Марина Ладынина. – И вдруг я увидела в спектакле Театра имени Вахтангова ну просто живого нашего Гордея Гордеевича. Я прочла в программке, что это артист Сергей Лукьянов, и тут же сказала о нём Ивану Александровичу». Правда, пробы актёр проходил почти без грима, без костюма, и Пырьев его забраковал – в жизни Лукьянов совсем не был похож на казака. Тогда Марина Ладынина отвела его к гримёрам и костюмерам и снова привела на пробы. «Вот актёр, не то что твой Лукьянов! Кто это? Срочно заключите с ним договор!» – тут же заявил Пырьев. Кларе Лучко, в то время начинающей актрисе, выпускнице ВГИКа, тоже не повезло с гримом. «Пришла поздно, когда все костюмы уже разобрали, из накладных косичек осталась последняя, а надо было сниматься с двумя, – рассказывала актриса. – Не беда, подумала я, повяжу платочек и в нём снимусь. Пошла к Пырьеву – он увидел меня без косичек и орденов и тут же сделал ассистенту режиссёра страшнейший нагоняй. Меня нарядили как надо, поставили перед камерой… А через несколько дней сообщили, что Дашей Шелест буду я». Когда молодую актрису впервые увидел в общей гримёрке Сергей Лукьянов, он воскликнул: «Я пропал!» И действительно пропал: после окончания съёмок Сергей и Клара поженились!

КОЛХОЗНЫЕ БУДНИ
Историю о кубанских колхозах снимали действительно на Кубани, основное действие развернули возле станицы Курганинской, сейчас это город Курганинск. И огромную помощь киношникам оказал местный колхоз-миллионник имени Куйбышева. Он считался одним из лучших в Советском Союзе. В хозяйстве колхоза были винзавод, школа, гостиница, кинотеатр и даже свой зоопарк. По задумке Ивана Пырьева, в съёмках предполагалось задействовать 10–12 комбайнов, 40–50 грузовых машин, 60 подвод, 30 тракторов. Для сцены ярмарки нужно было 2 тонны яблок, тысяча арбузов, 500 тыкв, 300 дынь, 10 пудов винограда. И 10 тысяч воздушных шаров! Чиновники пришли в ужас: бюджет постановки становился неподъёмным. Но в Министерстве кинематографии стояли насмерть: «показать передовых людей современной колхозной деревни, рост материального благосостояния и культурных потребностей нашего народа...» стоило любых денег. Колхоз помог киношникам техникой, в фильм попали также реальные кадры колхозных работ – уборки хлеба, скирдования. Фрукты и овощи, показанные в фильме, не были бутафорскими – их тоже вырастили на колхозных полях. Сложнее было с деликатесами и сладостями, но тут выручил реквизиторский цех «Мосфильма». Так что вместо конфет, например, на прилавках в кадре рядом с настоящими спелыми яблоками лежат завёрнутые в разноцветные фантики деревяшки. И, конечно, местные жители с огромным удовольствием снимались в массовке. Людей требовалось немало – 2000 статистов. И они без труда нашлись. Кроме возможности прикоснуться к волшебному миру кино привлекало их ещё и то, что платили по 25 рублей за съёмочный день. В то время для селян это были очень даже неплохие деньги. Ну а исполнителей главных ролей Иван Пырьев отправил учиться колхозным работам, чтобы они лучше вжились в образы своих героев. Актёры учились работать на комбайне, ездить верхом, грести зерно на току. И, говорят, у них неплохо получалось!

ЛОШАДИНЫЕ ИСТОРИИ
Героям картины часто приходилось ездить верхом и управлять бричкой. Иван Пырьев тщательно следил за тем, чтобы актёры в этих сценах действовали как можно более естественно. Один раз ему не понравилось, как держит вожжи Марина Ладынина – и он тут же велел заменить актрису дублёром. Марина Алексеевна упросила мужа не делать этого, переиграла сцену превосходно и с того момента не отдавала вожжи никому. «Если в каких-то далёких планах, где не только её лица, но даже фигуры не было видно, я давал указание заменить артистку дублёром, Ладынина со слезами на глазах категорически требовала дать ей возможность ехать самой, заявляя, что это её актёрское право и она никому его не уступит...» – вспоминал потом режиссёр. А вот молодой артист Владлен Давыдов, который сыграл Колю Ковылёва, жениха Даши Шелест, никак не мог подружиться с лошадьми. Верховая езда ему не давалась, и это очень злило режиссёра. Клара Лучко рассказывает о таком случае: «Когда, по мнению Пырьева, не получился очередной дубль, он пришёл в ярость. В бешенстве он стащил с лошади актёра, вскочил в седло, как был в пижаме и тапочках, помчался по кругу ипподрома и скакал до тех пор, пока лошадь не взмокла и у неё на губах не появилась пена… Соскочил с лошади и крикнул: «Вот так надо!» На следующий день кто-то спросил у него, где это он учился верховой езде. Иван Александрович мрачно ответил: «В детстве. Когда пастухом был…» Неизвестно, получилось ли у Пырьева вдохновить актёров, но съёмочную группу он впечатлил чрезвычайно.

ПОВОД УЛЫБНУТЬСЯ
Премьера «Кубанских казаков» состоялась 26 февраля 1950 года. По воспоминаниям Клары Лучко, в кинотеатре стоял громкий, прямо-таки гомерический хохот. И фильм был популярен у публики – в первый же год его посмотрели более 40 миллионов зрителей, «Казаки» заняли второе место во всесоюзном прокате. Люди шли в кинотеатры, чтобы отвлечься от тяжёлых будней. Бывало, что сеансы приходилось давать по пять раз в день! Правда, были и те, кто принимал красочную картинку за действительность, – «Мосфильм» завалили письмами с просьбой дать адрес того самого колхоза... Говорят, когда люди узнали, что комедия снималась в Курганинском районе, население этой области резко увеличилось, многие переехали туда. А ещё там действительно начали проводить ярмарку! Такую, как в кино, – радостную, яркую, со скачками. Увы, в 1956 году Генеральный секретарь Никита Хрущёв обвинил добрую комедию в приукрашивании действительности, и её запретили. Но при Леониде Брежневе, когда жизнь в стране стала благополучнее, на «Кубанских казаков» взглянули более благосклонно. Из фильма убрали все упоминания о Сталине, переозвучили некоторые реплики и вернули комедию телезрителям. С тех пор она неизменно числится в списках лучших советских кинокартин. Ведь агитационных фильмов за годы советской власти было снято множество, а таких, которые заставляют людей улыбаться и через 75 лет после премьеры, – гораздо меньше.