Зрители хорошо помнят и любят Юрия Мефодьевича Соломина в его ярких кинообразах: Павла Кольцова из «Адъютанта его превосходительства», Ивана Телегина из «Хождения по мукам», трактирщика Эмиля из «Обыкновенного чуда»… Его герои разные, но их всех объединяют благородство и тонкая душа. 18 июня исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Соломина. За профессионализм и человечность его обожали все – родные, друзья, коллеги, студенты, зрители. «Просто у меня настоящая сибирская закваска», – скромно, с улыбкой говорил сам актёр. Но на самом деле уникальным Юрия Мефодьевича делали ещё и…
…ВЫДУМКА И ОПТИМИЗМ
«В детстве я почти всё время, и даже зимой, проводил в школе и на улице, – вспоминал Юрий Мефодьевич. – Домой забегал перекусить – схватить кусок хлеба, глотнуть чаю – и опять во двор». Соломин родился в Чите в семье музыкальных педагогов. Поэтому с малых лет он был окружён творчеством. «У нас в квартире хранилось много домр, – рассказывал актёр. – Когда приходили взрослые, друзья родителей, устраивалось большое застолье, наступало время песен. Всем раздавались инструменты, получался оркестр. Играли даже те, кто играть-то не умел. Например, я. Мне выдавали ложки». Впрочем, Юрий Мефодьевич со временем освоил ещё и баян. В этом помог школьный учитель физики. Иногда вместо изучения формул педагог рассказывал детям о своём хобби, делился секретами мастерства. «А вообще я рос, как все мальчишки: катался на лыжах, играл в хоккей, – говорил Соломин. – Коньки мы привязывали к валенкам, но верёвки были дефицитом. Голь, как говорится, на выдумку хитра. Мы с друзьями догадались, как можно обойтись без верёвок. Бегали к местной водокачке, подставляли валенок и конёк под струю воды, и они примерзали друг к другу так, что можно было гонять целый день. Дома ставили валенки к печке, и коньки через пятнадцать минут отваливались». Детские годы Юрия Мефодьевича выпали на тяжёлое военное время. Впрочем, актёр всегда вспоминал их с улыбкой. Несмотря на все трудности, семья Соломиных жила дружно, весело. «Помню, как-то ребёнком я заболел ангиной, – делился актёр. – Чтобы меня поддержать, отец в вагоне проходящего поезда Москва – Владивосток купил для меня ананас. Мы всей семьёй с изумлением смотрели на этот невиданный фрукт и не могли понять, что же с ним надо делать. Попытались есть его неочищенным. У всех так распухли губы, что потом несколько дней мы ничего не могли взять в рот!»
…НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
Об актёрской карьере маленький Юра Соломин задумался благодаря «Снежной королеве». А точнее, посмотрев спектакль по известной сказке Ганса Христиана Андерсена. «Я был ошеломлён, раза два или три ходил его смотреть, – вспоминал актёр. – Вот представьте себе: вбегают разбойники, пробегают через весь зал с песнями, криками, с собаками. Собаки лают… Потрясающий был спектакль!» С тех пор парень заболел идеей сыграть такого же лихого разбойника. Юрий записался в театральный кружок местного Дворца пионеров, а после окончания школы, заручившись поддержкой отца, отправился в Москву, поступать в Щепкинское училище. На вступительные экзамены Соломин пришёл прямиком с Ярославского вокзала. Курс набирала легенда Малого театра Вера Пашенная. Вид перепачканного сажей и паровозной пылью, но решительного абитуриента из Забайкалья покорил актрису.
…РОМАНТИЧНОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ
Первая же лекция в институте стала для Юрия Мефодьевича судьбоносной. Занятие началось, и в аудиторию вбежала симпатичная девушка с роскошной косой – Ольга Андрианова. Так получилось, что в аудитории свободное место было только одно, с самого края, рядом с Соломиным. С тех пор пара не расставалась. Ольга прочно заняла своё место не только на занятии, но и в сердце актёра. «Когда я ухаживал за ней, то цветов не дарил – они стоили дорого, а денег у студентов не было, – говорил Юрий Мефодьевич. – Можно, конечно, сорвать с клумбы, но по характеру я не такой человек. Так что я дарил ей бутерброды!» Учась на четвёртом курсе, молодые поженились. Актёров связывали не только любовь, профессия, но и трепетное отношение к животным. «Даже когда у нас не было своего жилья, мы подбирали на улице кошек и собак, – рассказывал Соломин. – Мы их растили, а потом пристраивали к хорошим людям». Позже, уже став известным актёром, обзаведясь дачей, Соломин обустроил её особым образом: так, чтобы там комфортно жилось многочисленным питомцам – собакам и кошкам. В рабочем кабинете актёра стояла клетка с попугайчиком Федей. Своё имя птица получила в честь царя Фёдора Иоанновича, которого Соломин играл в одном из спектаклей. «Я не представляю свою жизнь без театра и без моих любимых домашних животных, – говорил Юрий Мефодьевич. – Они дают мне и утешение, и покой, и разговариваю я с ними, как с людьми. Иногда мне даже кажется, что они понимают больше нас… И более того, я учусь у них мастерству! И студентам своим, и молодым артистам я советую самым внимательным образом наблюдать за повадками кошек и собак – это очень помогает в нашем ремесле. Животные не играют, они живут». Возможно, именно поэтому многие отмечали невероятную пластику Юрия Мефодьевича. Говорят, когда он выходил на сцену, зрителям иногда даже становилось неловко: казалось, что это не спектакль, а обычная реальная жизнь, за которой подглядываешь. «Он играл сердцем – не от головы, а именно сердцем, проживал ситуацию через себя. Если его персонаж любил, то он любил как Соломин, если у его героя поднималось давление, то и у Соломина тоже», – вспоминает артист Глеб Подгородинский.
…НАСТОЙЧИВОСТЬ И БЕССТРАШИЕ
Несмотря на большое количество самых разных ролей в театре и кино, «визитной карточкой» Юрия Соломина стал образ капитана Кольцова из сериала «Адъютант его превосходительства». «Помню, как меня вызвали на «Мосфильм», и я увидел, что на столе режиссёра лежит моя фотографиюя в числе фото других претендентов на центральную роль, – рассказывал актёр. – Я попробовался, но без особого энтузиазма, прекрасно понимая, что с моими данными это нереально. Действительно, меня не утвердили, сказали, что я слишком интеллигентен для разведчика. Но режиссёр настаивал на своём, уговаривал не падать духом. В итоге я прошёл пробы ещё пять или шесть раз. Сыграл практически все ключевые эпизоды, и меня утвердили!» Чтобы достоверно изобразить своего героя даже в самых экстремальных сценах, Юрию Мефодьевичу пришлось освоить некоторые армейские навыки «в стиле ретро» – верховую езду, стрельбу из пулемёта «Максим» с тачанки. Кроме того, железнодорожные машинисты научили актёра отдельным манипуляциям со сложнейшей системой управления паровозом. А опытный мастер рукопашного боя показал Соломину приёмы, необходимые, чтобы поставить сцену драки у ресторана. Но, пожалуй, самым серьёзным испытанием на смелость и ловкость стал эпизод из 5-й серии, когда капитан Кольцов прыгает на весьма приличной скорости поезда из паровозной будки. «Синяков набил множество. Раньше каскадёров не было. На сложные эпизоды приглашали кого-нибудь из цирка, но в основном всё делали сами актёры», – делился Юрий Мефодьевич.
…ЧУТКОСТЬ И ЗАДОР
Юрий Соломин был не только блестящим актёром, талантливым художественным руководителем Малого театра, но и замечательным педагогом. Он преподавал в родном Щепкинском училище. Бывшие студенты Юрия Мефодьевича с теплотой вспоминают своего педагога, рассказывают, что на его занятиях всегда было особенно интересно. Соломин работал с энтузиазмом и заражал этим окружающих, а ещё был очень чутким и внимательным. Один из его учеников, актёр Валерий Баринов, вспоминает: «Как-то Юрий Мефодьевич сказал, что не успевает к нам на занятие, и попросил подойти в театр. Он нас встретил на проходной и спрашивает: «Вы голодные?» Мы растерялись и неуверенно так ответили: «Нет…» Поняв, что мы голодные, он тут же распорядился: «Так, сначала идём в буфет, я тоже есть хочу». Мы поднялись, он купил нам сосиски, простоквашу и чай». На своих лекциях Юрий Мефодьевич с радостью делился житейским и профессиональным опытом. Его советы и сейчас используют многие актёры. Например, Соломин говорил: «Если ты уже репетируешь, не нужно бояться, получится или нет. Встал и иди вперёд. Пробуй. Думать будешь потом», или: «В нашей профессии главное – терпеть и быть готовым ко всему новому». А ещё говорят, что Юрий Мефодьевич был очень лёгким на подъём, как будто внутри у него всегда работал мощный завод. Как-то раз во время лекции Соломин поинтересовался у студентов, знают ли они артистку Доронину. Те ответили, что слышали, но не видели такую. «Надо ехать в Ленинград и смотреть!» – неожиданно скомандовал Юрий Мефодьевич. Он остановил лекцию и прямиком из аудитории в сопровождении студентов отправился на вокзал!
…ТАЛАНТ И СКРОМНОСТЬ
Как-то раз Юрий Мефодьевич решил написать книгу. Актёр долго работал над текстом и в итоге назвал своё произведение «Берег моей жизни». Однако прочитать её поклонники Соломина смогли только недавно. «Я напечатал книгу и дал её почитать своей жене, – вспоминал Юрий Мефодьевич. – Оля ознакомилась с текстом и сурово мне сказала: «Ну зачем ты вот это написал? Убери всё это!» Что-то ей не понравилось… Тогда я нашёл все магазины, где эта книга продавалась, собрал весь тираж. Благо, он был небольшим. Потом отвёз на дачу, чтобы собаки охраняли». Возможно, книги так бы и продолжали пылиться на чердаке, если бы однажды их не нашла внучка Соломина – Александра. «Больше пятнадцати лет весь тираж пролежал на даче, – рассказывает девушка. – В прошлом году я затеяла большую уборку, наткнулась на стопки книг, поняла, что их много. Начала читать. И у меня как будто начался диалог с дедушкой. Когда закончила читать книгу, поняла, что пришло время этим делиться!» Так «Берег моей жизни» получил второе рождение, и теперь поклонники актёра могут узнать чуть больше о своём кумире.