На «Первом канале» – долгожданное продолжение сериала о Екатерине II «Великая». Если первая часть проекта показывала юные годы будущей императрицы, то в сериале «Великая. Золотой век» зрители увидят Екатерину в первые годы её правления. Как и прежде, ей предстоит выбирать между женским счастьем и государственными интересами. Ну и пока зрители наблюдают за перипетиями сюжета, мы решили узнать, как создавалась вторая часть проекта.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
В 2015 году на экраны вышел сериал «Великая» о юности Екатерины II. Несколько лет спустя было решено продолжить историю героини. Но за это время многое изменилось, и у руля вместо Игоря Зайцева встал другой режиссёр – Сергей Гинзбург, известный зрителям по проектам «Упасть вверх», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «И всё-таки я люблю...» Ему выпала задача показать зрителям важнейший период жизни Екатерины – с момента коронации в 1762 году до 1775 года. Героине предстоит справиться со многими испытаниями. Война с Турцией, восстание Пугачёва, козни самозванки княжны Таракановой, чума в Москве, сложные отношения с сыном и фаворитами... Однако именно в это время Екатерину начинают называть Великой. Конечно, этот сложный исторический период изобразить нелегко, но режиссёр готов к критике. Сергей Гинзбург считает, что даже самая бурная дискуссия будет полезной – она пробудит в людях интерес к ушедшей эпохе. «Наша задача – не столько историческая правда, сколько эмоциональная, – объясняет он. – Хорошо, если у зрителя возникнет интерес и он начнёт сам читать и даже атаковать нас, опровергать. Пускай он открывает свою Екатерину. По крайней мере, он захочет что-то узнать о русской истории, разобраться в ней. Начнёт думать. Задача всегда – чтобы люди думали. Это всё-таки миф, что мы самая образованная и читающая страна, к сожалению. Сейчас я встречаю людей, задаю вопросы и понимаю, что они не знают многих вещей. Куда уж разбираться в нюансах правления Екатерины. А ведь там очень много интересного, что можно соединить и с сегодняшним днём. Наложить, как кальку, – и очень сильно удивиться. Мало что меняется в мире: и в отношении между государствами, и в отношении между людьми».
НОВАЯ ЕКАТЕРИНА
Вместе с новым режиссёром в сериал пришли и новые исполнители главных ролей. Так, если в первом сезоне фаворита императрицы Григория Орлова сыграл Павел Трубинер, то во втором эта роль досталась Антону Хабарову. Григория Потёмкина сыграл Алексей Морозов. А Сергея Шакурова, воплотившего на экране вице-канцлера Бестужева, сменил Игорь Гордин. Но главной интригой, конечно, была замена исполнительницы главной роли. Вместо Юлии Снигирь императрицу сыграла Елизавета Боярская. Елизавета взялась за роль с большим энтузиазмом и с головой погрузилась в информацию о своей героине. Но в конце концов решила, что хотела бы создать свой собственный образ Екатерины. «Я всегда стараюсь тщательно готовиться к съёмкам, особенно если речь идёт об исторической личности: книги, фильмы, письма, дневники – всё это необходимая пища для подготовки, – рассказывает она. – И со стороны теории я подкреплена. Но, скажу честно, наверное, именно потому, что Екатерина – фигура, к которой уже не раз обращались в кинематографе, как в российском, так и в мировом, хочется максимальной безответственности и полёта фантазии. Факты, точность и ясность событий уже давно изложены на бумаге и в документальных фильмах. Нам интересен в целом образ императрицы, матушки, матери, женщины. Исторические события скорее фон, нам хочется сосредоточиться на личности, пофантазировать, какова же природа женщины, ставшей одним из самых заметных правителей России, нуждающейся в любви и соратничестве, нежной и порой несправедливой матери». Впрочем, ради роли Елизавете пришлось не только читать книги и размышлять. В сериале есть и трюковые сцены. Например, в какой-то момент императрица на глазах у своих фаворитов падает с лошади. «Падение у нас непростое, – объясняет постановщик трюков Дмитрий Тарасенков. – Когда яблоко упало на голову Ньютону, ему пришли гениальные мысли. Так же и с императрицей: во время падения она вдруг задумалась о будущем государства». Рисковать здоровьем актрисы не стали – на землю с высоты падает переодетая дублёрша. Да и лошадь для этого эпизода выбрали специальную, идеально вышколенную: стоило потянуть за уздечку – и животное послушно падало. Но Боярской нужно было правдоподобно сымитировать начало падения. Так что она тоже вскочила в седло и поскакала, а потом сильно наклонилась вбок. И так несколько дублей. Тоже не самое лёгкое и безопасное движение с учётом пышного исторического костюма!
НОВЫЕ КОСТЮМЫ
Что не изменилось в новом сезоне, так это серьёзный подход создателей к антуражу, декорациям и костюмам. Съёмки проходили в самых живописных местах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе в Царском Селе, Петергофе, Гатчине, Стрельне, Ломоносове, Елизаветино. Но одними только живописными видами киношники не ограничились. Например, чтобы создать декорации Москвы, охваченной чумой, использовали более 14 тонн песка и земли. Для почти 2 тысяч актёров, задействованных в съёмках, было подготовлено больше 1000 нарядов. Часть из них взяли напрокат в Испании, Чехии, на киностудиях «Мосфильм» и «Ленфильм», что-то нашли у коллекционеров, ну а костюмы для исполнителей главных ролей шили специально. И все эти прекрасные наряды должны были выдержать капризы питерской погоды! Один из статистов признался: «Иногда кажется, что сцена простая и мы быстро её сделаем, но начинается ливень. В первый съёмочный день мы играли в Царском Селе, когда стояла безумная жара и столбики термометров поднимались до 33 градусов, а на нас кюлоты, парики, камзолы, через три минуты пот ручьём льёт по спине, а ты понимаешь, что впереди ещё 12 часов съёмки. А бывает наоборот – на улице холодно, а мы делаем вид, что нам очень тепло. Технические трудности дают иногда дополнительную энергию».
Специально для Елизаветы Боярской было создано 14 нарядов, которые помогали ей вжиться в роль императрицы. Отдельной задачей было создать копии драгоценностей Екатерины, украшения, которые сейчас хранятся в музеях, скопировали очень тщательно. Среди этих сокровищ, например, перстень императрицы и знаменитый алмаз «Орлов». А вот платья героини не копировали с музейных, а придумывали с нуля. Актриса сама принимала участие в создании эскизов. Впрочем, некоторые из этих роскошных костюмов, вполне в соответствии с историческими реалиями, весили по 15 кг, а чтобы надеть их, требовалось в среднем полтора часа. Но Елизавета не жалуется – она считает, что правильный костюм очень помогает играть роль. «В первую очередь, исторический костюм, грим, парики диктуют особую пластику и очень влияют на самоощущения, – признаётся она. – У тебя совершенно по-другому живёт тело. Как минимум уже не можешь сесть нога на ногу, ссутулившись или опершись на локти. Ты уже не будешь торопиться, поскольку появляется немного другой, размеренный ритм в шагах, в речи. Всё меняется, когда ты в таком костюме, обуви, в парике, а рядом с тобой коллеги-актёры в таких же образах. Даже сами манеры галантного века, пластику диктуют именно костюм и парик».