Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТЕМА НОМЕРА
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
1
2
3
4
Память о Великой Отечественной войне священна для каждого из нас. И сохранять её нам помогают в том числе и воспоминания звёзд. Впрочем, это после войны они стали знаменитыми – кто-то артистом, кто-то режиссёром... А в тяжёлые годы противостояния эти люди плечом к плечу наравне со всеми сражались за Родину, и многие из них прошли почти всю войну. В их воспоминаниях есть и подвиги, и переживания, и истории счастливого спасения, и даже фронтовой юмор...

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПОЛЬЗА БОРИСА СИЧКИНА
За шесть дней до начала войны 19-летний танцор Борис Сичкин – будущий Буба Касторский из «Неуловимых мстителей» – вошёл в труппу Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. «Правда, в первые дни войны было не до танцев. Наш ансамбль использовали как обычное воинское подразделение. Мы патрулировали город, несли караульную службу. А затем нас командировали в военный ансамбль – выступать перед бойцами Красной Армии», – вспоминал Сичкин. Поначалу артистов отправили на Юго-Западный фронт. Сичкин побывал в местах самых тяжёлых сражений – от Сталинградской битвы до Курской. «И именно под Курской дугой я принял решение идти на передовую, – рассказывал Борис Моисеевич. – Сказано – сделано. По дороге я прибился к какому-то батальону и сам не заметил, как угодил в самое пекло боя. Увидевшие меня командиры были очень удивлены и даже поначалу сочли дезертиром и чуть было не наказали по всей строгости военного времени. Но когда увидели, что в бою я не струсил, признали своим. А после боя меня приняли в пулемётчики – я сам попросился». Несколько дней Борис Сичкин был на переднем крае. И за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм был награждён медалью «За боевые заслуги». «Но вскоре меня вызвали к начальнику политуправления фронта. И генерал спокойно объяснил мне, что командование считает, что всё-таки в ансамбле от меня будет больше толку, чем на передовой. Так я вернулся в музыкальную роту», – рассказывал артист. С фронтовым ансамблем песни и пляски Борис Сичкин прошёл всю войну и дошёл до Берлина. И за это время стал любимым во многих военных частях артистом. «Известен всему фронту как исполнитель комических и характерных партий всех танцев ансамбля. Появление его на сцене всегда сопровождается весёлым и одобрительным смехом среди бойцов...» – так было написано в наградном листе Сичкина.

ЛЕОНИД ГАЙДАЙ И ВЕСЬ СПИСОК
18 июня 1941 года Леонид Гайдай окончил школу в родном Иркутске. «А днём 22 июня мы вместе с папой сажали тополя перед домом… И вдруг по радио объявляют, что началась война», – вспоминал Гайдай. Юноша тут же пошёл записываться добровольцем, но из-за возраста его не взяли. В ожидании призыва Лёня устроился в местный драмтеатр рабочим сцены – ставил декорации и управлял занавесом. Призвали Гайдая в 1942 году. «Запомнился эпизод: почти ночь, нас уже погрузили в теплушки, и вдруг я слышу: «Лёня!» Выглянул и увидел маму с узелком. Как она меня нашла – уму непостижимо! Принесла свежеиспечённых пирожков», – с улыбкой вспоминал режиссёр тот день. Новобранцев отправили в Череповец, где шло формирование дивизии. И именно там произошёл случай, который потом кинорежиссёр Гайдай взял за основу юмористической сценки в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Леонид, как и все его ровесники, рвался на передовую. Поэтому с каждым прибытием военкома в части наступал ажиотаж. «Кто хочет на фронт?» – обращался военком к юношам. Все, в том числе и Леонид, тут же шагнули вперёд. «Кто пойдёт в пехоту?» «Я!» – тотчас выкрикнул Гайдай и сделал шаг вперёд. «Хорошо. А в артиллерию?» «Я!» – снова гаркнул Леонид и сделал ещё один шаг. «А в разведку?» «Я!» – не унимался юноша. «Да подождите вы! – не выдержал военком. – Дайте огласить весь список!» В итоге Леонида Гайдая зачислили в пешую разведку. «Так в ноябре сорок второго начались мои боевые будни на Калининском фронте», – вспоминал режиссёр. А уже в середине декабря Гайдай отличился в ходе боёв за деревню Енкино под Великими Луками и за проявленное мужество и героизм был представлен к медали «За боевые заслуги»... О войне Леонид Иович рассказывать не любил. Но всегда повторял: «Именно там, на фронте, у меня появилась уверенность, что после таких жертв и трудностей нужно давать людям радость. Что я и буду делать всю свою жизнь как кинорежиссёр».

СЧАСТЛИВЧИК ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ
Иннокентий Смоктуновский был призван в армию в 18 лет. Боевое крещение юноша принял в самом пекле – в Курской битве. А затем последовала битва за Днепр. Одним из его заданий на фронте в те дни стала доставка через реку Днепр боевого донесения в штаб 75-й стрелковой дивизии. «Было страшно, потому что затея эта была почти провальной – и это понимали все. Форсировать реку предстояло вброд, противник об этом знал и простреливал переправу. Мой напарник был ранен сразу. А я продолжал прорываться сквозь зону обстрела. Нырял, выныривал, опять нырял... И жадно глотал воздух в редких выныриваниях, ведь только так можно было спастись от обстрела», – вспоминал Иннокентий Михайлович. Ценой неимоверных усилий донесение рядовой Смоктуновский доставил. После этого сослуживцы называли его Счастливчик, а за выполнение этого задания Иннокентий был награждён медалью «За отвагу». В 1943 году Смоктуновский попал в плен, из которого смог сбежать. Вскоре юноша присоединился к партизанскому отряду, с которым влился с 102-ю гвардейскую стрелковую дивизию, где воевал в качестве командира отделения автоматчиков. За бои по освобождению Варшавы Смоктуновский был награждён второй медалью «За отвагу». Ему её вручили на фронте. А вот ту самую первую медаль артисту вручили только через 49 лет... Дело в том, что во фронтовых условиях сделать этого не получилось, и только в 1992 году после одного из спектаклей на сцене МХАТа Иннокентий Михайлович получил свою награду. «На фронте я не делал ничего такого, чего не делали бы все остальные: здесь упасть, отползти, пригнуться, встать за укрытие, переждать секунду артналёт, лёжа на дне воронки, нырнуть в канаву от летящей сверху бомбы – в общем, я делал всё то, что каждый нормальный солдат, боец, человек», – говорил он. Свой боевой путь актёр закончил в Германии в звании старшего сержанта. За время войны Иннокентий Смоктуновский не получил ни единого ранения.

ЮРИЙ НИКУЛИН И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЩИ
Юрий Никулин воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, участвовал в снятии блокады Ленинграда, служил командиром отделения разведки. «С разведчиками в моём подчинении у меня наладились хорошие отношения. Я им пел песни, рассказывал по ночам разные истории, в том числе и смешные», – вспоминал артист. Никулин был уверен, что даже в самом тяжёлом моменте всегда есть место юмору. «Воевали ведь не роботы, а живые люди, которым ничто человеческое не чуждо. И юмор всегда поднимал боевой дух бойцов, вселял жизнерадостность, смелость и уверенность в победе», – говорил он. Юрий Владимирович очень любил вспоминать историю, которая произошла после взятия города Тарту в Эстонии. Тогда Никулину в качестве трофея достался котелок со спиртом. И Никулин выменял его у одного из солдат на полную немецкую офицерскую форму. «Это было нужно мне для моего «театра» – я решил подшутить над нашим дивизионным поваром, – с улыбкой рассказывал он. – Оделся немцем и выскочил из кустов на полевую кухню с криком: «Хенде хох!» Повар со страху руки задрал, а в руках черпак с горячими щами, которые и пролились ему на голову. Я хохочу, а повар ринулся бежать в штаб с криком: «Немцы!» Оттуда послали солдат на разведку, а у кухни сидит солдат Никулин и щи уплетает…» Победу Юрий Никулин встретил в Курляндии, а затем ещё год служил на территории Восточной Пруссии. Он был демобилизован 18 мая 1946 года в звании старшего сержанта. За время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».