Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ПЕРМСКИЙ ВЗГЛЯД
СВОБОДУ ЮРИЮ ДЕТОЧКИНУ!
1
2
3
4
В нашей традиционой рубрике «Время, назад!» мы вспоминаем всеми любимые фильмы, которые отмечают юбилей в этом году. Фильм «Берегись автомобиля», который вышел на экраны 55 лет назад, создавался в атмосфере сомнений. Эльдар Рязанов опасался, что из-за чиновничьих капризов картина не выйдет на экраны. Прекрасный драматический актёр Иннокентий Смоктуновский боялся, что не сможет убедительно выглядеть в комедии. А киночиновники посчитали, что после такого фильма советские граждане начнут массово угонять друг у друга машины. К счастью, все эти опасения оказались напрасными. «Берегись автомобиля» стал настоящей киноклассикой, заметной вехой в творчестве Смоктуновского и... лучшей рекламой советского автопрома! Попробуем разобраться, как так получилось.

А НЕ ЗАМАХНУТЬСЯ ЛИ НАМ?
Историю о водителе, который угонял машины у взяточников, продавал, а вырученные деньги переводил детским домам, Эльдар Рязанов услышал от Юрия Никулина. Режиссёр тогда как раз искал новую идею для фильма, и сюжет ему понравился. Правда, когда Рязанов захотел узнать об этой истории подробнее, выяснилось, что это вовсе не реальное преступление, а скорее народная байка. Целых семь городов претендовали на то, что в них действовал такой народный мститель, но ни в одном милицейском отделении не нашлось записей об этом случае. Впрочем, Рязанова и его соавтора, сценариста Эмиля Брагинского, это не смутило. Они засели за работу – и в рекордные сроки, через полтора месяца, сценарий был готов. Эльдар Александрович позже поделился секретом такого плодотворного сотрудничества: «С самого начала мы установили правило: работаем только вдвоём, и всё у нас поровну, пишем, сидя друг против друга, и если сегодня работаем у одного, то на следующий день у другого. Если одному из нас что-то не нравилось, мы не тратили много времени на обсуждения. В тексте оставалось лишь то, что устраивало нас двоих. Позже мы даже не помнили, кто из нас что именно придумал в сценарии...» Впрочем, сразу после этого работа над фильмом приостановилась. Дело в том, что сценарий не понравился председателю Госкино Романову. «После выхода подобной картины советские граждане примутся угонять автомобили!» – заявил он. Переубедить бюрократа не представлялось возможным, сценарий отправился на полку. Но Рязанов с Брагинским придумали выход. На основе своего сценария они написали повесть «Берегись автомобиля» и опубликовали её в журнале «Молодая гвардия». И критикам, и публике повесть очень понравилась. И тогда Эльдар Александрович снова пришёл на «Мосфильм», предложив уже не безвестный сценарий, а экранизацию популярного литературного произведения. Экранизации в то время были в большой моде – и фильму дали зелёный свет.

ОН, КОНЕЧНО, ВИНОВАТ. НО ОН НЕ ВИНОВАТ!
С поисками подходящего актёра на главную роль у Эльдара Рязанова возникли самые большие сложности. Изначально сценарий писался в расчёте на Юрия Никулина, но цирковые гастроли не позволили артисту принять участие в съёмках. Кого только не пробовал Эльдар Александрович! Среди претендентов были и Леонид Быков, и Леонид Куравлёв, и даже, как говорят, Василий Лановой. И всем этим замечательным актёрам, по мнению Рязанова, не хватало главного – лёгкой странности. Эту черту Эльдар Александрович увидел у Иннокентия Смоктуновского. И когда понял, что наконец нашёл своего Деточкина, вцепился в Смоктуновского буквально мёртвой хваткой! Поначалу Иннокентий Михайлович отказывался – он никогда не снимался в комедиях и опасался, что не сумеет рассмешить зрителя. К тому же Смоктуновский тогда снимался в другой картине, где играл Ленина. Роль вождя мирового пролетариата отнимала у артиста все силы. Но настырный Рязанов никак не отставал. Дело дошло до того, что режиссёр лично отправился на дачу Смоктуновского, где тот отдыхал после съёмок. «Была жуткая погода, шёл дождь, – рассказывал позже Эльдар Александрович. – Когда я отыскал загородный дом Смоктуновского, с моего модного болоньевого плаща текли потоки воды. Как вспоминал позже разбуженный мной Иннокентий Михайлович, то, что он увидел, напоминало продолжение кошмарного сна...» В итоге под напором режиссёра Смоктуновский сдался. И даже согласился написать расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съёмкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Обрадованный Рязанов пообещал актёру голливудские условия. «Что уж он под этим подразумевал, неизвестно, – говорит Мария Смоктуновская, дочь Иннокентия Михайловича. – Только папа рассказывал, что снимался он и в выходные, и ночью, и когда не работала аппаратура. Все в группе понимали, что это вызвано «голливудскими условиями Смоктуновского». И будучи солидарными с несчастными заокеанскими коллегами, терпели и не роптали...»

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЮБА. Я ВЕРНУЛСЯ.
Ольгу Аросеву на роль невесты главного героя, водительницы троллейбуса Любы, Рязанов утвердил одной из первых. Для многих её коллег это стало неожиданностью. Дело в том, что на своей основной работе, в Театре сатиры, Ольга Александровна давно не получала главных ролей из-за конфликта с главным режиссёром и в целом имела репутацию актрисы с непростым характером. Но Рязанов уже работал с Аросевой в картине «Девушка без адреса» и остался вполне доволен. Да и Ольга Александровна на этих съёмках охотно слушалась режиссёра. По настоянию Рязанова она даже отправилась действительно учиться на водителя троллейбуса. И на всю жизнь запомнила свой первый выезд на линию. Дело в том, что энергичный режиссёр решил совместить это событие со съёмками одной из сцен фильма. По сюжету, Деточкин должен был стоять на остановке и ждать троллейбус невесты, а, дождавшись, кидаться к нему с криком: «Люба!» «Рязанов объяснил задачу. Я равнодушно кивнула головой, давая понять, что для меня всё это пустяки и безделушки, – вспоминала потом Ольга Александровна. - Еду. Думаю, почему это улица Разина такая неудобная – кривая какая-то, горбатая, сама под уклон тянет. Троллейбус между тем носит из стороны в сторону. Попутные машины в испуге шарахаются. Шофёры высовываются, кричат: «Кого сажают за руль! Она же всех передавит!» – и всякое другое, ещё более лаконичное. Чувствую, у меня за спиной начинает роптать массовка. Самые решительные стучат в дверь: «Остановите! Мы слезем!» Легко сказать: «Остановите!» Троллейбус почему-то катится ещё быстрей...» Но больше всего в тот момент Ольга Аросева боялась... задавить Смоктуновского! Ведь темпераментный актёр бежал навстречу троллейбусу изо всех сил и даже не думал останавливаться. В итоге, разнервничавшись, Аросева вывернула руль, и троллейбус въехал на тротуар, сбив указатель остановки. Режиссёр этих тонкостей не оценил и радостно заявил: «Ну что ж, первый дубль комом. Поехали ещё раз!» К концу дня, впрочем, эпизод всё же сняли, и никто не пострадал.

ПРЕКРАТИТЕ ОТСЕБЯТИНУ!
Эльдар Рязанов собрал в своей картине целое созвездие знаменитостей. Практически все роли играли блестящие мастера. И у всех них были свои причуды, с которыми режиссёру приходилось мириться. К примеру, курьёзная ситуация произошла с Олегом Ефремовым. Дело в том, что изначально он мечтал о роли Деточкина. Но худсовет, увидев его пробы, в ужасе заявил: «Кого вы нам показываете? Это же волк в овечьей шкуре! Вот следователь из него получился бы неплохой». И правда, даже в гриме недотёпы Ефремов производил впечатление человека с железным характером. Ещё бы, к тому времени он уже руководил театром «Современник». В итоге Олегу Николаевичу действительно доверили роль следователя Максима Подберёзовикова. На съёмки артист всегда приходил с толстыми пачками пьес – в перерывах ему нужно было разбираться с репертуаром своего театра... А вот Евгений Евстигнеев, который сыграл режиссёра самодеятельного театра, предпочитал проводить свободное время гораздо более приятным образом. Эльдар Рязанов вспоминал, что в любую свободную минуту артист просто-напросто засыпал. Однако по знаку режиссёра Евстигнеев просыпался, шёл к камере и блестяще отыгрывал свою роль с первого дубля! Работа с другим блестящим артистом, Анатолием Папановым, режиссёра поначалу огорчила. Рязанову казалось, что Семён Васильевич Сокол-Кружкин, колоритный персонаж, созданный Анатолием Дмитриевичем, слишком выделяется из общего настроения картины. Да и смешные фразы Сокол-Кружкина, многие из которых Папанов придумал сам («Тебя посодют, а ты не воруй!», «Положь птичку!»), казались ему слишком уж гротескными. Рязанов подумывал эти сцены переснять. Но закрутился, забыл... и впоследствии много лет подряд очень радовался собственной забывчивости! Ведь именно эти фразы сразу же после выхода фильма стали крылатыми у зрителей.

ДЕТЕКТИВ БЕЗ ПОГОНИ — ЭТО КАК ЖИЗНЬ БЕЗ ЛЮБВИ
Несмотря на то, что главное в «Берегись автомобиля» вовсе не трюки, в картине об угоне машин без них, конечно же, не обошлось. При этом отечественный автопром не стремился помогать искусству – «Волгу» для съёмок выделили всего одну, и ту дали только при условии, что автомобиль не пострадает. Как в таких условиях снимать погони? Но каскадёр Александр Микулин справился. Более того, он умудрился выполнить все трюки без применения комбинированных съёмок – от начала и до конца сам. Он лихо разъезжал по рытвинам, на полной скорости проскакивал под мчащимся трубовозом, разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер. А ещё шутки ради заставил режиссёра почувствовать себя каскадёром тоже. «После того, как аттракцион бывал снят, Микулин с деланно простодушным видом подходил ко мне и невинным голосом предлагал повторить каскад, но с тем, чтобы я находился внутри машины и испытал его ощущения на собственной шкуре, – рассказывал Эльдар Рязанов. – Отказаться от предложения, которое он всегда делал публично, значило расписаться в трусости. Что мне оставалось делать? Напуская на себя безразличие, я соглашался, садился в автомобиль, и трюк проделывался ещё раз, теперь уже вместе с режиссёром». Тем не менее условие насчёт сохранности машины киношники выполнили – «Волга» не получила ни единой царапинки. И потом появлялась на экране в фильмах «Три тополя на Плющихе» и «Бриллиантовая рука». Ну а сцены погонь из «Берегись автомобиля» советские автопроизводители потом использовали в рекламе «Волги»!