Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
КОНСТАНТИН РАЙКИН – ЧЕЛОВЕК-ЗООПАРК
1
2
3
4
5
8 июля исполняется 75 лет Константину Аркадьевичу Райкину. Свой юбилей он по традиции проведёт на сцене любимого театра «Сатирикон» в окружении коллег и друзей. «Я не мечтатель, а делатель, – говорит Райкин. – И если я что-то хочу и люблю, то делаю это. Единственный способ для меня наслаждаться жизнью – работать каждый день до часа, до двух ночи. У вас же нет выходных, когда вы влюблены: вы же не берёте отгулов у любимой девушки. Вот так же и у меня с театром». Его карьера началась с небольших пародий на животных из зоопарка. Вместе с повадками Константин Райкин перенимал и некоторые черты характера представителей фауны. Например, он стал такой же…

…АРТИСТИЧНЫЙ, КАК ОБЕЗЬЯНА
За сходство с человеком, а ещё за умение мастерски подражать повадкам окружающих обезьяны по праву считаются самыми артистичными животными. Когда маленький Костя Райкин наблюдал за обитателями зоопарка, вольеры с мартышками, орангутанами и макаками были одними из самых любимых. А окружающие со смехом смотрели за двойным подражанием: мальчик изображает обезьян, обезьяны повторяют за ребёнком. В детстве Константин Аркадьевич утверждал, что непременно свяжет свою жизнь с зоологией. «Конечно, я немного кокетничал с судьбой, – признаётся Райкин. – Всё внушал себе, что к актёрству меня влечёт по инерции, но ничего подобного. Вот один эпизод, который, как я думал, во многом повлиял на мой выбор. Однажды папа спросил: «Костя, а хочешь, мы проверим, можешь ли ты быть артистом?» Разумеется, я хотел! Тогда папа сказал: «Видишь вон ту клумбу? Обойди её по кругу, и пока будешь идти, изобрази все состояния человека: ребёнок родился – научился ходить – пошёл в школу – женился – стареет…» Я стал что-то изображать. Старался вспомнить знакомых разных возрастов и повторить их походку. А когда закончил, то спросил: «Пап, ну как?» Я увидел, как отец взволнован. Он был до глубины души тронут моей импровизацией. Тогда я понял, что хочу быть актёром». Всю жизнь отец – образец для подражания и недостижимый идеал для Константина Аркадьевича. И сейчас, когда он руководит семейным театром «Сатирикон», старается сохранить в нём ту особую атмосферу, которую много лет создавал гениальный Аркадий Исаакович. «Для меня самое главное – особое отношение к зрителям. Такое же, какое было у моего папы, – говорит Райкин. – Очень открытое, я бы даже сказал – любовное отношение к нашей публике».

...ХИТРЫЙ, КАК УЖ
«Вертится, как уж на сковородке» – так говорят о людях, пытающихся выкрутиться из неприятной ситуации. Видимо, подражая змеям, Константин Аркадьевич развил не только пластику и гибкость, но и хитрость. Вот, к примеру, однажды, будучи ещё студентом Щукинского театрального училища, начинающий актёр решил провести вечер с другом. Райкин назначил встречу на площади Маяковского и сам пришёл немного раньше времени. Вдруг его неожиданно окликнул милиционер. «Он подозрительно осмотрел меня с ног до головы и сказал: «А ну, быстро отсюда!», – вспоминает Константин Аркадьевич. – Я заспорил: почему это я должен уходить? Он стал требовать документы, а у меня с собой ничего не было. Хотел отвести меня в отделение, но я сообразил одну шутку. Сказал, что живу недалеко, предложил дойти до моей квартиры и там установить мою личность. Милиционер согласился. Он форменным образом взял меня за шкирку и повёл домой. Открывает отец. Я говорю: «Папа, не пугайся. Я ничего не натворил». У милиционера, увидевшего Райкина, аж челюсть отвисла. Он засуетился, передал меня отцу, отдал честь и ретировался». Райкины потом долго смеялись, вспоминая этот случай. А вообще, Константин Аркадьевич как человек принципиальный с тех пор больше никогда не пользовался родством с Аркадием Исааковичем. Все профессиональные успехи – плод упорной работы и, безусловно, таланта.

…ПРЕДАННЫЙ, КАК ВОРОН
Считается, что вороны так привязываются к своему дому, что покидают его лишь в крайнем случае. И если куда-то улетают, то всегда непременно возвращаются в родное гнездо. Вот и Константин Аркадьевич всю жизнь искренне предан любимой профессии и театру. Ради этого он как-то раз даже отказался от съёмок в Голливуде. А дело было так. «Я тогда ещё служил в «Современнике». Нашей заведующей литературной частью позвонили из Америки, – вспоминает Константин Аркадьевич. – Она вызывает меня к себе и говорит: «Костя, сядьте. Вас разыскивают в Голливуде…» Оказалось, что Спилберг задумал снимать какой-то фильм о космосе и захотел одну из ролей отдать мне. Предложили гонорар – семнадцать миллионов долларов! Но я сразу отказался. Я не мог бросить театр. Как мои спектакли были бы без меня, пока я в Америке командируюсь? Мне потом рассказывали, что в Голливуде страшно расстроились, обиделись, когда узнали о моём отказе. Стали даже перезванивать, уточнять: может, я подумал, что гонорар в рублях, или, может я не знаю фамилию Спилберг?» Однако Константин Аркадьевич был в своём решении непреклонен. И, по словам актёра, ни разу не пожалел позже, что отказался от съёмок в Голливуде. «Театр – это моя жизнь. У меня ничего нет другого», – говорит Райкин.

…СМЕЛЫЙ, КАК МЕДВЕДЬ
Сила и бесстрашие отличают медведей среди представителей фауны. Эти животные бесстрашно защищают свой дом, детёнышей, добывают пищу из самых труднодоступных мест. Миниатюры про медведя, разумеется, есть в творческой копилке Константина Аркадьевича. И, видимо, репетируя их, Райкин развил в себе заодно ещё и невероятную смелость. Кстати, это качество не раз помогало ему в работе. Например, во время съёмок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». По сценарию было запланировано много опасных сцен, поэтому на площадку пригласили каскадёров. Но актёрам стало интересно самостоятельно выполнить трюки, поэтому от помощи дублёров они отказались. В числе смельчаков был и Константин Райкин. Ему нужно было с двенадцатиметрового обрыва прыгнуть в бурные воды реки Аргун. Напарником в этом эпизоде был Юрий Богатырёв. Съёмки сцены осложнялись ещё и тем, что температура воды была всего три градуса. «Там скорость течения двенадцать метров в секунду. Попадёшь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот, – вспоминает Константин Аркадьевич. – Да ещё и глубину реки в том месте было сложно измерять. Сделали это неправильно. Сначала пытались специальным шестом, но его сносило течением. Тогда опустили в воду стальной рельс. Показалось, что достаточно глубоко. Но, как позже выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была всего около двух метров. При вхождении в воду с большой высоты можно было погибнуть, ударившись о дно». Впрочем, никто из кинокоманды на тот момент об опасности не догадывался. Как только на площадке прозвучал режиссёрский голос, актёры отважно отправились в кадр. Произнеся нужные фразы, Райкин и Богатырёв прыгнули в воду. К счастью, они не ударились о дно, но течение тут же подхватило их. «Мы начали тонуть по-настоящему, прямо во время дубля! – рассказывает Константин Аркадьевич. – Выплыть удалось только благодаря физической силе Богатырёва. Он сумел выгрести к берегу, буксируя меня». Как только актёры почувствовали под ногами опору, ещё крепче схватились друг за друга и вышли на берег. К счастью, никто не пострадал. Да и второй дубль делать не пришлось. Несмотря на экстремальность ситуации, оператор не растерялся и снял сцену. Сегодня фильмография Константина Аркадьевича насчитывает больше 50 ролей. Но в последние годы актёр отказывается от всех съёмок. «Я потерял интерес к кинематографу. В моей жизни есть место только для театра», – признаётся актёр. А ещё для студентов! Константин Аркадьевич много лет преподаёт в Высшей школе сценических искусств. «Именно молодёжь, с которой я имею дело, отодвигает процесс старения, – говорит Райкин. – Я вынужден им соответствовать, иначе окажемся в разных измерениях и не поймём друг друга».