Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
СИНЕМА, СИНЕМА, СИНЕМА – ОТ ТЕБЯ МЫ БЕЗ УМА!
1
2
3
4
5
6
Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» завоевал множество наград, но режиссёр Алла Сурикова сильнее всего гордится призом с интересным названием: «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства». Создание всеми любимого музыкального вестерна с самого начала было большой авантюрой, и съёмки этой истории превратились в приключение абсолютно для всех участников. И даже тридцать пять лет спустя интересно вспомнить, как это было!

СДАЁТСЯ МНЕ, ЭТО БЫЛА КОМЕДИЯ!
Режиссёр Алла Сурикова всегда знала, что её стихия – это комедии. А вот что когда-нибудь снимет вестерн с трюками и погонями, даже не предполагала. Сценарий «Человека с бульвара Капуцинов», написанный Эдуардом Акоповым, попался ей случайно. К тому времени он уже пять лет лежал в архивах «Мосфильма» – серьёзные режиссёры просто боялись к нему подступиться. Сейчас Алла Ильинична объясняет, что взяться за эту работу её заставило женское легкомыслие. Серьёзный человек, подсчитав, каких усилий и средств будет стоить настолько зрелищный фильм, в ужасе оставил бы эту затею. Но весёлую молодую женщину эти соображения не остановили. Ну а что работать будет непросто, но интересно, стало понятно сразу же. Поначалу режиссёр подумывала сменить название будущего фильма. И обратилась ко всем своим знакомым с просьбой помочь, а в качестве приза пообещала бутылку хорошего коньяка. Сурикову немедленно завалили самыми залихватскими названиями. Были варианты «Не для слабых душ», «Заряжай!», «Тушите свет», «Приключения мистера Фёста в стране боевиков»... Самой Алле Ильиничне больше всего нравился вариант «Десять капель перед стрельбой» – рекомендация, которую аптекарь даёт боевой старушке в начале фильма. Но в СССР полным ходом шла антиалкогольная кампания, и в этой фразе усмотрели неподобающий намёк... Режиссёр пожала плечами и, так уж и быть, оставила старое название. И цензура не придралась, и коньяк был сэкономлен.

МИСТЕР ФЁСТ, Я ВАШ!
В роли мистера Фёста, который приобщает ковбоев к высокому искусству кинематографа, Алла Сурикова видела только Андрея Миронова. Более того, она решила: нет Миронова – нет смысла вообще браться за этот фильм. Актёр был на пике популярности и очень занят, поэтому его согласия Сурикова ждала полгода. Но в конце концов Миронов сдался под напором энергичного режиссёра... Кстати, поскольку кинокартина посвящена первопроходцам кинематографа, Фёст изначально задумывался похожим на Чарли Чаплина – таким же смешным и неуклюжим, в котелке и с тросточкой. Но этот образ не очень шёл Андрею Миронову, и в конце концов от него отказались. Неизменная шляпа мистера Фёста возникла из-за упрямства актёра. Он во что бы то ни стало хотел коротко постричься накануне съёмок и сделал это, несмотря на недовольство режиссёра. Однако с такой причёской Миронов совсем не походил на восторженного романтика, так что первое время перед камерой он появлялся исключительно в шляпе, и любые попытки её снять жёстко пресекались Аллой Суриковой. Сцены, в которых мистер Фёст появляется без головного убора, сняли уже позже, когда волосы актёра немного отросли. Но, несмотря на это недоразумение, в остальном вся съёмочная группа Миронова просто обожала. Он давал дельные советы Суриковой, помогал коллегам, использовал своё обаяние и известность, чтобы решить административные вопросы. Неудивительно, что любые просьбы Андрея Миронова на съёмках старались выполнять. Так, именно с его подачи у картины появился счастливый финал. По сценарию, герой уезжал вдаль одиноко и печально. Но в фильме Фёста сопровождают в светлое будущее любимая девушка и верный друг.

БИЛЛИ, ЗАРЯЖАЙ!
Николая Караченцова изначально пригласили на роль Чёрного Джека. Но этот персонаж актёра не заинтересовал. Зато понравился ковбой Билли Кинг. По сценарию, это был не просто задира, а человек огромной силы, настоящая громадина. Николай Петрович такого впечатления не производил, и всё же Алла Сурикова решила дать ему шанс. На пробах нужно было изобразить драку с каскадёром Александром Иншаковым. Караченцов без раздумий бросился в бой, хотя противник был выше и сильнее, и этот кураж просто покорил режиссёра. Естественно, все трюки Караченцов выполнял самостоятельно, без дублёров. И часто эффектные сцены с его участием начинались с фразы «Давай на спор сделаю сам!» Так, например, появился захват головы противника с переворотом. Вообще, в этом фильме Караченцов так часто и так убедительно дерётся, что однажды ему пришлось оправдываться перед зрителями: «Все говорят, что им жалко лысого, которого я там постоянно бью по лбу… Мне тоже его жалко! Но есть же некие приёмы, позволяющие сделать так, чтобы актёру не было больно...» Но ему же досталась и одна из самых драматически сложных сцен, когда Билли включает кинопроектор для умирающего друга и за пару минут переживает весь спектр эмоций от отчаяния до радости. И с ней Караченцов тоже справился на отлично!

ОТДОХНЁМ, ДЖЕНТЛЬМЕНЫ!
Алла Сурикова умудрилась собрать на экране просто немыслимое количество замечательных актёров – даже в эпизодах «Человека с бульвара Капуцинов» сплошные звёзды. А секрет прост: в этом фильме серьёзным заслуженным артистам предоставили возможность вдоволь пошалить. Импровизации режиссёр очень одобряла, так что каждый мог подойти к своей роли с фантазией. Против этого не смог устоять, например, Олег Табаков. Наверное, самый солидный из присутствующих, ректор университета и главный режиссёр театра, Табаков подошёл к роли бармена Мак-Кью с энтузиазмом. Он, например, придумал вставить в ноздри трубочки, которые делали нос более широким. Лицо тут же приобретало специфическое коварно-добродушное выражение. «Думаете, это очень приятно – целый день существовать с «растопыренным» носом? А он терпел и улыбался! И даже не терял аппетита. – вспоминает Алла Сурикова. – Единственное, с чем постоянно приходилось бороться, – Табаков поглощал реквизит задолго до начала съёмок. Когда однажды мы заменили положенные бармену Мак-Кью орешки на бутафорские фрукты, он очень удивился и слегка заскучал… Мы не стали больше экспериментировать. Настроение артиста дороже. И на это он отвечал самозабвенной игрой и блестящей импровизацией!»

КОМАНЧИ ВЫШЛИ НА ТРОПУ ВОЙНЫ!
Какой же вестерн без каскадёров? Исполнители главных ролей с удовольствием выполняли трюки, но всё же самые эффектные моменты сняты с участием профессионалов. Например, в сцене, где жена вождя в исполнении Натальи Фатеевой совершает головокружительную пробежку по крышам, задействовано целых пять человек. Разбегается действительно Наталья Фатеева, на стену взбегает спортсменка Наталья Дариева, по крыше бежит одетый в женское платье каскадёр-мужчина, прыжок совершает уже другой, и завершается сцена с участием третьего каскадёра. Каскадёры же задействованы во всех драках между индейцами и ковбоями. И поскольку хорошо, а главное – безопасно дерущихся людей было не так много, снимались эти сцены так. Сначала актёры одевались краснокожими и выполняли все необходимые трюки. Затем переодевались в ковбоев, и сцена переснималась заново. При монтаже обе части соединяли – так что получается, что некоторые забияки лупят сами себя! Кстати, несмотря на шутки про собственную легкомысленность, Алла Сурикова на редкость серьёзно подошла к вопросу безопасности на съёмках. Драки, по её мнению, нужно было сделать максимально безопасными для актёров. Поэтому бутылки, которые бьются в кадре с завидной регулярностью, сделали из специальной смолы – они легко разлетались на куски, но не могли никого поранить. Ну а предметы мебели, которые ковбои ломают о головы друг друга, сделаны из сверхлёгкого бальсового дерева. Достать его можно было только в Эквадоре и... в ДОСААФ, у дельтапланеристов. Так что Алла Ильинична навела красоту и пошла на приём к важному генералу из этой организации. Она с ходу заявила ошарашенному военному: «Я пришла вас соблазнять!» – и, пока тот не пришёл в себя, в лицах изобразила сюжет будущего фильма, спела все песни и станцевала все танцы. История умалчивает, подписал ли он документы под влиянием шока или его действительно впечатлил будущий фильм. Но кубометр ценного дерева режиссёру предоставили.

МУЛОВ Я ВАМ ПРОЩАЮ. НО ТОЛЬКО МУЛОВ
Самым сложным моментом съёмок стали вовсе не бесчисленные трюки. Тяжелее всего было воссоздать атмосферу Дикого Запада. Конечно, на просторах Советского Союза можно было найти любые пейзажи, так что городок Санта Каролина довольно быстро построили в Крыму, под Феодосией. Правда, состоял он в основном из раскрашенных фанерных фасадов, и даже кактусы художники просто нарисовали. Местные шквальные ветры однажды едва не унесли всё поселение разом, с трудом успели поймать – после этого к строениям приделали укрепительные столбы, и проблема была решена. А вот населить городок лихими ковбоями в узнаваемой одежде было сложнее. Ни ковбойских сёдел, ни сбруй, ни кольтов на «Мосфильме» не было. С этим выручила дружественная чешская студия «Баррандов». Одежду спешно сшили с нуля. И даже перьев для головного убора индейского вождя было так мало, что хватило только на один костюм. Поэтому сцену, где бармен Мак-Кью режет эти перья, мешающие ему смотреть фильм, снимали затаив дыхание: лишь бы вышло с одного дубля! К счастью, получилось. Впрочем, «Человека с бульвара Капуцинов» любят и ценят не за историческую достоверность. Ведь это не классический вестерн – это история о любви к кино, которую рассказывают люди, действительно посвятившие кинематографу жизнь. Так что и сейчас, когда американские вестерны практически пропали с экранов, в России по-прежнему с удовольствием смотрят, как человек с кинопроектором меняет жизнь ковбоев.