Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТВ-ЮБИЛЕЙ
КАК ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ УБЕДИЛ МОСКВУ
E37 07 c 7
E37 07 c 6
E37 07 c 5
E37 07 c 9
E37 07 c 3
E37 07 c 4
Оскарносному фильму «Москва слезам не верит» уже 40 лет, а его режиссеру Владимиру Меньшову 17 сентября исполнится 80. И он лучше многих знает, чему же на самом деле верит столица. Ведь для того, чтобы добиться успеха, выходцу из Астрахани в свое время пришлось...

...ВЫЖИТЬ ВОПРЕКИ ПРОГНОЗАМ ВРАЧЕЙ
«В детстве я дважды чуть не умер, – признается Владимир Меньшов. – Сначала от малярии – из-за этого у меня лет до двадцати были сильнейшие приступы лихорадки, до обморока. А потом – от крупозного воспаления легких. В 1945 году это было смертельно. Из средств лечения – только красный стрептоцид. Я умирал от отека легких. Даже хирург отказался оперировать. Сказал, безнадежен. Но произошло чудо». Еще одним чудом стало то, что смертельно опасные болезни помогли мальчику приблизиться к его мечте. «Со школы я обожал книги и кино, – говорит Владимир Валентинович. – Когда вышли «Весна на Заречной улице» и «Карнавальная ночь», просто бум кино начался! Им увлекались все, у меня же зародилось тайное желание – прорваться в этот волшебный мир». Однако его отец, который был в семье непререкаемым авторитетом, служил в НКВД и хотел, чтобы сын стал военным. К счастью для юноши, из-за слабого здоровья его признали негодным для службы в армии. Путь к мечте был открыт, и Владимир отправился из Астрахани, где вырос, покорять Москву.

...ПОСТУПАТЬ ЧЕТЫРЕ ГОДА
«Москва манила меня с детства, – признается Меньшов. – Перед сеансами фильмов в кинотеат-рах показывали журнал «Новости дня», и начинался он с видов Москвы. Для провинциала, которым я был, этот город казался существующим в другом измерении. Увидеть его – это была сокровенная мечта. Когда я впервые приехал в Москву, то долго не верил, что нахожусь здесь. Москва совершенно очаровала меня, я мог не спать ночами – гулять по городу». Однако взаимным очарование стало далеко не сразу: первая попытка Владимира поступить в театральный закончилась провалом. Но недели в общежитии, которое предоставляли на время вступительных экзаменов иногородним абитуриентам, хватило ему, чтобы до глубины души проникнуться творческой атмосферой и твердо решить: это его путь. Так что за первой попыткой последовали вторая, третья. Между неудачными поступлениями Владимир успел поработать токарем на заводе в Астрахани, матросом на водолазном катере в Баку, шахтером в Воркуте – набраться жизненного опыта. А с четвертой попытки Москва наконец поверила Меньшову: 21-летнего Владимира зачислили на актерский факультет Школы-студии МХАТ.

...СТАТЬ РЕЖИССЁРОМ ПОСЛЕ ПРОВАЛА
«В годы «покорения Москвы» мне иногда приходили в голову мысли, что жизнь не удалась и я ошибся в выборе профессии, – признается Владимир Валентинович. – К третьему курсу театрального института понял: у меня характер не актерский. Там нужны амбиции, честолюбие. Начал смотреть в сторону режиссуры». А пока Меньшов туда смотрел, его как бесперспективного актера после окончания Школы-студии распределили в Ставропольский драмтеатр, перед отъездом он едва успел оставить свои работы на просмотр Михаилу Ромму, у которого мечтал учиться режиссуре во ВГИКе. Узнать мнение мэтра должна была молодая супруга Меньшова Вера Алентова, которой удалось получить работу в Москве. «Я должна была позвонить Ромму через месяц, – вспоминает она. – Набираю номер, говорю: «Михаил Ильич, я жена Володи Меньшова». – «Какого Володи Меньшова?» – «Как, вы не помните Володю Меньшова?!» Видимо, в моем голосе было столько отчаяния и веры в его способности, что Ромм сказал: «Приходите». Он высоко оценил работы Володи и даже принял его сразу на второй курс. Добился, чтобы специально для него выделили дополнительное место, которое назвал «аспирантура по режиссуре». Но вот беда: аспирант Меньшов, в отличие от студентов, не имел права снимать учебные фильмы – ни пленки, ни средств на это ему не полагалось. «Наконец мне позволили снять картину к 50-летию ВГИКа и пообещали: если я хорошо ее сделаю, дадут мне возможность перейти из аспирантуры в нормальные студенты, – вспоминает он. – Я очень старался! И сделал картину так хорошо, что ее… смыли со скандалом. Это произошло из-за Тамары Федоровны Макаровой. Ей что-то не понравилось. В результате фильм стали резать, испортили невероятно и в конце концов вообще смыли. Юбилей ВГИКа был испорчен, а у меня была личная катастрофа». Как ни странно, в итоге путь к успеху режиссеру Меньшову проложил Меньшов-актер. После роли председателя колхоза в картине «Человек на своем месте» мосфильмовское начальство так к нему расположилось, что позволило снять музыкальный фильм «Розыгрыш». Эта лента с неопытными молодыми актерами, которую весь период съемок пытались закрыть, получила Госпремию РСФСР и огромную любовь зрителей. А вторым фильмом Меньшова-режиссера стала «Москва слезам не верит»...

...ДВАЖДЫ ПОЛУЧИТЬ «ОСКАР»
«Поначалу сценарий фильма «Москва слезам не верит» показался мне малоинтересным, – признается Владимир Меньшов. – Единственное, что меня в нем сразу захватило, так это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я от неожиданности даже подумал, что пропустил несколько страниц. Эта идея и заставила меня взяться за фильм, хотя все вокруг активно отговаривали. Я переписал сценарий, вспомнив биографии знакомых, родственников, рабочие эпизоды своей жизни. Когда делал этот фильм, никаких наполеоновских планов не вынашивал. Зрительский успех оказался совершенно неожиданным для меня». Еще более неожиданной стала номинация картины на престижнейшую кинопремию «Оскар». А на победу Меньшов и не надеялся, ведь ему предстояло соревноваться с такими титанами, как Акира Куросава. И когда 1 апреля Владимиру Валентиновичу позвонили с сообщением о триумфе, он поначалу посчитал звонок розыгрышем. Присутствовать на церемонии вручения награды лично Меньшову не довелось: он был невыездным из-за доноса одного из коллег, в котором говорилось, что актер... восхитился количеством продуктов в каком-то заграничном магазине! В результате заветную статуэтку получил атташе по культуре советского посольства. И всё же своего «Оскара» Меньшов отвоевал. «Мне мою статуэтку показали году эдак в 1985-м. Решили, что меня вызовут на сцену, вручат, а потом я должен буду сразу статуэтку отдать. Но я попросил у зала: «Разрешите мне ее хоть одну ночь подержать дома!» Зал ответил: «Да, да!» Я забрал ее и не вернул, – признается он. – Когда сегодня ко мне подходят 17-летние ребята и называют «Москву…» своим любимым фильмом, я понимаю: даже если бы больше ничего не снял, то всё равно считал бы, что родился не зря! А ведь есть еще «Любовь и голуби».

...ЧЕТЫРЕ ГОДА ИЗБЕГАТЬ РАЗВОДА
«Я не готов был, что Вера выйдет за меня замуж вообще, – признается Владимир Меньшов, вспоминая, как на втором курсе Школы-студии женился на своей однокурснице Вере Алентовой. – Педагоги ей другую судьбу предрекали: Вера была одной из лучших студенток, а тут я как камень у нее на шее. Но для меня любовь Веры была спасением. Я еще не мог себя заявить, а она верила в мой талант». Несмотря на эту веру, в какой-то момент их любовная лодка чуть не разбилась о быт. Жили молодые тяжело. Владимир по ночам работал грузчиком в булочной, днем учился во ВГИКе, жил там же в общежитии. Вера обитала в общежитии Театра имени Пушкина и играла по 30 спектаклей в месяц (с очень коротким перерывом на рождение дочки Юли) – молодой семье нужны были деньги. «В какой-то момент мы оба ощутили страшную усталость. Нам казалось, чувства прошли. И мы расстались, – вспоминает Вера Алентова. – Оба пытались устроить личную жизнь. Но наша любовь с Володей была такой горячей и чистой, что ни в какое сравнение не шла с тем, что потом предлагали другие. Я поняла, что любовь не умерла, а просто устала. Мы воссоединились спустя четыре года. И это чудо, потому что могли бы развестись и всю жизнь быть друг без друга несчастными…» Владимир Меньшов снял супругу в трех из пяти своих фильмов. «Я люблю свою жену и горжусь ею, – говорит он сегодня, после почти 60 лет брака. – Я без нее не проживу, а она без меня уж совсем не проживет. И Вера это отлично понимает. Когда я много работаю (Меньшов продолжает активно сниматься. – Прим. ред.), говорит: «Старик, следи за собой. Не дай бог, что случится!»

...ПОДЧИНИТЬСЯ СОБСТВЕННОЙ ДОЧЕРИ
Юлия Меньшова говорит, что родители никогда ее не баловали – боялись, что дочь вырастет представительницей «золотой молодежи». Одевалась девочка скромнее всех в классе. С 12 лет на ней была генеральная уборка всей квартиры, каждое лето ее отправляли в Астрахань – работать на прополке помидоров в колхозе. «А когда я училась в театральном институте – я его окончила с красным дипломом, – мои родители приходили на экзамены и потом по дороге домой напряженно молчали, – рассказывает Юлия. – Я не выдерживала напряжения: ну как? И тут начиналась буря. Мама говорила: то, что я делаю на сцене, за гранью добра и зла. Папа говорил, что в институте меня держат из жалости и на моем месте он бы забрал документы. На следующий день я покорно тащилась в учебную часть забирать документы. Педагоги крутили пальцем у виска и говорили: «Учись дальше и не приводи родителей на показы». В результате стоит признать: даже если методы родителей не всегда были идеальны, именно они сформировали меня такой, какая я есть, – уверенной в себе, способной держать удар. Что мне в жизни пригодилось много раз». Юлия сумела самостоятельно сделать успешную карьеру на телевидении, и сегодня звездный отец ею гордится. «Я вижу, что у нее редкостное телевизионное дарование», – отмечает Владимир Валентинович. А еще Юлия проявила себя как режиссер: поставила спектакль «Любовь. Письма» с... Владимиром Меньшовым и Верой Алентовой в главных ролях. И вот тут-то «отомстила» родителям за их придирки. «На репетициях с Юлей мы ссорились бесконечно, – признается Меньшов. – Она упрямая, не хотела уступать мне ни на шаг. Я ей говорил: «Режиссер должен быть мягче, гибче, Юля, со мной так никто не разговаривал». Наверное, будь это актер со стороны, она бы уступала. А со мной стояла насмерть. И победила». В итоге спектакль оказался очень успешным. А на подходе уже следующее поколение творческой семьи: старший сын Юлии Андрей Гордин тоже поступил в Школу-студию МХАТ.