Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
СТАРЫЙ ТЕЛЕВИЗОР
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
2
3
4
«Я сам не могу объяснить, как эта штука существует уже почти 34 года! И люди так себя ведут на этой программе, что сразу понятно – им комфортно. Да, какую-то десятую долю я беру на себя, всё остальное – от бога», – говорит Леонид Якубович о всенародно любимой телеигре «Поле чудес». А мы можем рассказать, как «эта штука» начиналась!

ПРИ ЧЁМ ТУТ МАРКС?
Весной 1990 года ведущие и сотрудники программы «Взгляд» отправились в командировку во Францию – снимать спецвыпуск. И там, отдыхая в номере отеля за просмотром телевидения, они увидели американскую телеигру «Колесо фортуны». Анатолию Лысенко, который тогда руководил «Взглядом», передача в целом очень понравилась, и он попросил Влада Листьева законспектировать основные элементы шоу. Было решено сделать подобную программу и у нас. Вернувшись на Родину, взглядовцы хотели приобрести лицензию «Колеса фортуны», но американские коллеги тогда не заинтересовались сотрудничеством. И наши телевизионщики придумали свою версию программы, объединив в ней детали нескольких шоу. Название выбирали, собравшись дома у телередактора Алексея Мурмулёва. «У нас было два-три часа мозгового штурма. Хотелось какое-то такое слово, означающее успех, богатство, к чему многие тогда стремились в викторинах. Первый вариант, который пришёл в голову, – «Капитал». А что – смело, свежо, да и Маркса подкололи! Но потом нам показалось, что это несколько суховато... И тут меня осенило: «Поле чудес»! Мы же закапываем золотые монетки!» И Влад сразу сказал: «Всё, «Поле чудес». Дальше молчите!» – вспоминает Мурмулёв. – Уже на другой день начали делать барабан. Я лично сидел с циркулем и линейкой, сам расчерчивал круг». «А для того, чтобы оформить студию и изобразить призы, мы собрали старые стиральные машины, столетние телевизоры, весь хлам со склада. Покрасили примерно в один цвет и выставили в студии. А чёрным ящиком стал кофр для баяна, который мы нашли на свалке», – вспоминает звукорежиссёр программы Татьяна Дюжикова. В качестве ведущего передачи Влад Листьев видел Игоря Угольникова, но тот отказался. Тогда решили, что за барабан встанет сам Листьев. А первыми участниками игры стали обычные телезрители. Они узнали о съёмках новой программы из выпусков «Взгляда». Чтобы попасть на телевидение, претендентам требовалось прислать в «Останкино» оригинальный кроссворд, свой портрет и короткий рассказ о себе. Зрителей уверяли, что кроссворды очень строго будут проверять на плагиат. Но на самом деле такой возможности у создателей «Поля чудес» тогда не было, поэтому на игру просто пригласили авторов особенно понравившихся редакторам писем. Съёмки первого выпуска «Поля чудес» состоялись 25 октября 1990 года. За день до этого Листьев с участниками репетировали съёмки, чтобы игроки освоились и раскрепостились. «А в студии в это время кто-то доколачивал барабан, и велись последние приготовления», – вспоминает одна из участниц. В день съёмок Листьев также пригласил в студию знакомого конферансье, чтобы тот как-то «раскачал» и взбодрил зрителей на трибунах. Премьера «Поля чудес» состоялась на Первой программе ЦТ 26 октября 1990 года.

НОВАЯ СИЯЮЩАЯ ЗВЕЗДА
Листьев планировал так: за год он «раскачает» программу, а затем будет выбран новый ведущий. Точнее, ведущая: все были уверены, что это должна быть девушка. Был объявлен конкурс, но никто не подходил... И тут все вспомнили о том самом конферансье, который «раскачивал» зрителей во время съёмок первой программы! Это был Леонид Якубович. Ему сделали предложение, но он отказался, мотивируя это тем, что «человек с улицы не может работать на телевидении». Но Листьев уговорил его попробовать... «Конечно, я помню свой первый эфир, – рассказывает Леонид Аркадьевич. – Это было 1 ноября 1991 года. И после этого эфира я сказал, что ухожу. Потому что от внутреннего зажима я во время съёмок так орал, что чуть не сошла с ума наш звукорежиссёр Таня Дюжикова. Она просто оглохла. А оператор не представлял, как меня снимать, потому что я всё время метался по студии, не зная, где что стоит и куда смотреть. Это было забавно... А вот почему я всё-таки передумал уходить, я не помню. Но очень этому рад!» Зато причину, по которой Якубович всё-таки остался в передаче, хорошо помнит тележурналист Александр Любимов. «Когда состоялась вторая запись капитал-шоу с Якубовичем, я, представляя нового ведущего зрителям, предусмотрительно сказал: «На телевидении зажглась новая сияющая звезда, чему все должны быть страшно рады!» На Якубовича тут же обрушился шквал оваций, он не устоял и согласился остаться», – рассказывает он.

ТАЙНАЯ КОМНАТА И ДРУГИЕ СЕКРЕТЫ
Создатели «Поля чудес» уверяют: всё, что происходит в передаче, всегда было абсолютной импровизацией. Якубович подтверждает: «Никакого сценария у нас не существует. Ни одного «стопа», ни одной команды во время съёмок мне не поступает – у меня даже «уха» в ухе нет». Кстати, уже после ведения нескольких программ Леонид Якубович предложил собственную концепцию «Поля чудес»: по его мнению, акцент должен быть не на угадывании слова, а на самих игроках. «Это должна быть программа не о том, во что играют, а о тех, кто играет. Тогда это совсем другая история, а не телевизионная крутилка», – сказал ведущий. С этим все согласились, и с тех пор всё так и есть. Затем Якубович всё чаще начал заглядывать в монтажную, так как ему стало казаться, что монтаж порой лишает телеигру душевности. «Понимаете, запись шоу продолжается два, а иногда и три часа. И всё это время в студии стоит хохот и царит необыкновенно добрая атмосфера. А в эфир после монтажа выходит всего 50 минут... Конечно, надо что-то вырезать. Но точно не хохот и юмор, ведь именно они создают настроение программы», – объясняет он. Также именно Якубович придумал и «тайную комнату», в которой перед записью программы оказываются все игроки. Там Леонид Аркадьевич общается с будущими участниками, устанавливает с ними доверительный контакт, строго-настрого велит не волноваться, расспрашивает их о семьях, родных местах, проблемах и обязательно выясняет, о чём игроков в эфире спрашивать не стоит, чтобы не поставить их в неудобное положение. Очень трепетно относится Леонид Аркадьевич и к детям. По словам телеведущего, зачастую ребятишки не готовы сразу раскрыться прямо в студии, а ведь родные просят их то спеть, то стих рассказать... Тогда Якубович уводит ребёнка в коридор, где просит исполнить заготовленный номер в спокойной обстановке. «Он в коридоре начинает петь, и мы вместе с этой песенкой входим в студию», – рассказывает Якубович. Такие тёплые моменты, увы, в эфир обычно не попадают – на экране показывают только то, как маленький гость спел в студии. Но есть в редакции программы требования и к Якубовичу. Например, для продюсеров капитал-шоу особенно важно, чтобы телеведущий сохранял привычный для публики внешний вид. А именно – не сбривал усы. Такой пункт даже есть в договоре Леонида Аркадьевича с «Первым каналом». «Нет, сбрить усы в жизни я, конечно, могу, но во время эфира «Поля чудес» мне придётся их приклеить», – говорит Якубович. Как-то одна девочка на съёмках передачи засомневалась, что усы у Леонида Аркадьевича настоящие, и попросила доказательств. Тогда Якубович предложил ей подёргать за них и убедиться в этом самой. Что она и сделала.

ЕСТЬ ТАКАЯ БУКВА!
Чего только не происходило в эфире капитал-шоу «Поле чудес» за годы существования передачи! Например, как-то ещё на заре существования программы игрокам предложили угадать название бурятской разновидности монгольского национального инструмента, состоящее из трёх букв. Перебрав практически весь алфавит, двое игроков покинули студию. Осталась только бодрая старушка, сумевшая открыть вторую букву в слове – «у». И после этого она сразу заявила, что готова назвать слово целиком. Влад Листьев явно волновался: «Ещё раз хорошенько подумайте, пожалуйста... Напоминаю: это музыкальный инструмент!» Но пожилая женщина остаётся непреклонной: она знает ответ и прямо сейчас его скажет. Все зажмурились, и тут в эфире прозвучал правильный вариант – хур! А уже Леонид Якубович как-то с особенным удовольствием подкалывал всех в студии, когда в финале предложил игрокам разгадать название древнеславянской единицы административного деления из четырёх букв. Леонид Аркадьевич с удовольствием намекал, что ситуация будет накаляться по мере открывания букв в слове. Предсказания ведущего сбылись. Когда стали известны первая, третья и последняя буквы – «ж», «п», «а», в студии воцарилась тишина. Её нарушила одна из участниц, которой выпало отгадать оставшуюся последней вторую букву в слове. И с задачей женщина справилась – назвала букву «у»! И выиграла: «жупа» – вот как раньше называлась административная единица у древних славян.

МАШИНЫ, КВАРТИРЫ, ОГУРЦЫ...
Говорят, что за всю историю программы Леониду Якубовичу подарили более 2 тонн солёных огурцов! И это далеко не всё. И сегодня с соленьями, выпечкой и поделками к «капиталисту» едет вся страна. «А однажды мне подарили бутылочку нефти – и я сразу почувствовал себя нефтяным магнатом», – смеётся телеведущий. Везёт и игрокам. В истории «Поля чудес» был случай, когда одна из участниц умудрилась выиграть столько призов, что для их перевозки пришлось нанимать два КамАЗа. А всего за годы существования программы участники выиграли более 110 автомобилей и более 20 квартир! «Долго ли ещё будете крутить барабан?» – часто спрашивают Леонида Аркадьевича. «Я не знаю, – отвечает он. – Но это моя любимая работа. И я выкладываюсь сполна! И за все годы выхода программы я ни разу не пропускал её запись. И даже во время болезни приходил на работу. И если начало съёмки в 12.00, не было случая, чтобы я вошёл в студию в 12.01». При этом сам Якубович, оказывается, никогда в жизни не видел «Поле чудес» по телевизору! «И не планирую! И дома всем запрещено смотреть её и говорить о ней. Поэтому мои родные тоже ни разу не видели «Поле чудес». Я стесняюсь...» – говорит Леонид Аркадьевич.