«Первый канал» продолжает давать новую жизнь произведениям отечественной классики. На экранах – новая версия «Угрюм-реки». В 1968 году весь Советский Cоюз, затаив дыхание, следил за драмой купеческой семьи Громовых на фоне сибирской «золотой лихорадки» конца XIX века. Пятьдесят с лишним лет спустя эту историю решили рассказать по-другому. Пока телезрители увидели лишь первые серии проекта, судить, сможет ли он тягаться с предыдущей версией, рано. Но зато у новой экранизации – своя интересная история!
СЕМЬ ЛЕТ ОТМЕРЬ — ОДИН РАЗ СНИМИ!
К этому проекту кинематографисты подступали долго – семь лет! Ещё бы, задача перед ними стояла непростая. Роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» – произведение масштабное, со множеством героев и сюжетных линий. В советскую экранизацию вошла едва ли половина произведения, но и это потребовало фильма в четырёх частях – исключительный случай в истории отечественного полнометражного кино. В новом сериале 16 серий – и создатели уверяют, что смогли перенести на экран весь роман полностью. Впрочем, с некоторой оговоркой. «Это не прямая экранизация романа, – говорит режиссёр Юрий Мороз. – Мы придумали и дописали некоторые сюжетные линии, а также в корне изменили мотивацию главного героя Прохора Громова, сделав её более понятной современному зрителю». Роман в духе своего времени много рассказывает о классовой борьбе. Создатели сериала решили сделать акцент прежде всего на личных переживаниях героев. По сюжету, отец и сын Пётр и Прохор Громовы влюбляются в одну женщину – роковую красавицу-вдову Анфису Козыреву. Чтобы избавиться от соперника, отец отправляет Прохора в опасный путь: поручает пройти непроходимую Угрюм-реку. Прохор выполняет наказ отца, но возвращается в родное село совсем другим человеком: теперь он намерен покорить всю Сибирь! Постепенно жажда золота и одержимость собственным величием меняют героя до неузнаваемости... Именно главный герой, кстати, причина того, что съёмки задержались так надолго. Создатели никак не могли найти «своего» Прохора. «Мы «Угрюм-реку» начинали два раза, – признаётся продюсер сериала Денис Евстигнеев. – Первый раз, 4–5 лет назад, мы не нашли Прохора и отложили эту историю. Когда появился Саша Горбатов, картина сложилась сразу, и мы начали работать».
ТРИ В ОДНОМ
Хоть действие этой истории разворачивается по большей части в Сибири, киношникам пришлось поездить по всей России и даже заехать в соседнюю Белоруссию. Съёмочная группа отправлялась в экспедиции семь раз. На экране появятся пейзажи Урала, Минск, Суздаль, Кинешма, Москва и Подмосковье... Причём зачастую в роли одного и того же места! В каждом из городов строились декорации, позже кадры соединяли при монтаже. К примеру, по сюжету, разбогатевший Прохор постоянно передвигается на автомобиле между своим имением, заводом, лесопилкой, бараками рабочих и причудливой башней, которую возвёл из тщеславия. Создаётся впечатление, что всё это находится на одной территории. Но на самом деле сцены в имении снимали в Подмосковье, бараки рабочих и дамбу – в Минске, а завод и лесопилку – на Урале. Так что старинный аатомобиль, который для съёмок одолжили у музея, пришлось перевозить из одного города в другой. Ну а башни, кстати, не существует вообще: её внешний вид создан при помощи компьютерной графики, а внутреннее убранство снимали в павильонах киностудии.
МОРОЗ БЕЗ МОРОЗА
Никакой рассказ о Сибири немыслим без упоминания знаменитых сибирских морозов. Однако в 2019 году, когда съёмочная группа отправилась снимать зимние натурные сцены, с морозами как-то не задалось. «Настоящих морозов, к сожалению, не было… Только один режиссёр Мороз, – со смехом говорит Денис Евстигнеев. – К сожалению, не было и снега. И нам приходилось делать искусственный снег. А ещё рисовать его...» Так что почти весь снег в кадре – ненастоящий. Зато совершенно неподдельны сцены сплавов по рекам. Эту часть сюжета снимать было особенно сложно – технику и лодки нужно было доставлять в труднодоступные места, где до ближайшего жилья – не меньше 100, а то и 150 километров. И актёры лично преодолевали пороги на реке Исеть под Екатеринбургом – шестиметровую деревянную лодку спускали на воду за 50 метров до порогов. Эту сцену пришлось снимать с воздуха при помощи дронов – мини-вертолётов. И за день удавалось снять максимум два дубля. Зато какой эффект! «Нам нужен был объём, его можно было увидеть только сверху, – говорит режиссёр Юрий Мороз. – Для меня очень важно, чтобы в кадре всё было неподдельно, чтобы была бурлящая вода, скалы, тайга, на лодке плыли актёры, а не дублёры». Актёр Юрий Миронцев, исполнитель роли Ибрагима-оглы, впрочем, уточняет: «Когда были совсем опасный водопад и крутой порог на реке, тогда привлекали каскадёров для этой сцены, не рисковали актёрами. Это был один эпизод, всё остальное время в лодке по бурной реке в фильме сплавляемся мы, актёры. И мы тоже переворачивались на лодке и по сценарию, и без сценария».
КУПЕЧЕСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ И ШАМАНСКИЙ ДУХ
Исторический сериал – это всегда огромная работа не только актёров и режиссёра, но и реквизиторов и художников. В «Угрюм-реке» показаны самые разные слои российского общества конца XIX века: и купечество, и рабочие, и разбойники с большой дороги, и коренное население Сибири – тунгусы (эвенки). Так что художнику по костюмам Ларисе Лебедевой, художнику-постановщику Александру Максимовичу и художнику по реквизиту Александру Пугачёву пришлось изучить очень много информации – начиная с материалов о купеческой жизни в Сибири и исследований культуры эвенков и заканчивая фотографиями первых золотых приисков. «Консультировались мы по военной форме, которую шили сами, – говорит Лариса Лебедева. – Важно было восстановить подлинный крой, и для этого мы собирали по библиотекам недостающую информацию. Сейчас все привыкли, что вещи свободные, объёмные. У нас же на съёмках – одежда, плотно сидящая по фигуре, причём не из синтетических или смесовых тканей, которые тянутся. Форму нужно было сделать и достоверной, и удобной для актёра». Так же ответственно подошли и к костюмам тунгусов – и результат получился настолько качественным, что его одобрил даже принимавший участие в съёмках настоящий эвенкийский шаман. Он заявил, что киношный костюм «пахнет шаманом». Ну а реквизиторы особенно гордятся сценой богатого застолья в семье Петра Громова. Александр Пугачёв специально изучил тонкости сибирской купеческой кухни XIX века. «Я консультировался с поварами, которые занимаются русской кухней: что как подавалось, с чем, сколько было смен блюд. – рассказывает он. – Ели крепко, не так, как сейчас. В Сибири ценились ягодные наливки, а ещё больше – настойки от 17 до 40 градусов, хреновухи, медовые напитки – наименований было бесконечное множество. Это была целая культура, которая сейчас почти полностью потеряна». Увы, по словам Александра, всё то изобилие, которое мы видим на столе, – бутафорское. В кадре актёры алкоголь не пьют.
ГЕРОЙ ИЗ ТРОЛЛЕЙБУСА
Создатели сериала гордятся тем, что им удалось собрать для этого проекта столько талантливых актёров. Александра Балуева на роль Петра Громова, отца главного героя, утвердили сразу же. Да и в Юлии Пересильд создатели быстро увидели роковую женщину Анфису Козыреву, которая вбила клин в отношения отца и сына Громовых. А вот самого Прохора искали долго. И только увидев Александра Горбатова, который зрителям уже запомнился в ещё одной экранизации классики – «Тихий Дон» (там он сыграл Степана Астахова), – поняли, что нужный типаж найден. Сам Александр к роли отнёсся серьёзно: он, например, снимался без единого выходного в течение семи месяцев. И не только не жалуется, но ещё и вспоминает это время с удовольствием: «Для меня съёмки – всегда радость. Только представьте: находишься на Урале, где-то под Екатеринбургом, и перед тобой горная речка, с одной стороны – сосны высотой под тридцать метров, с другой – скалы по сорок метров! Мы должны идти по этой речке на плоту. Речка не позволяет, потому что одни пороги, и приходится всё вручную толкать. Потеешь, жара 36 градусов… Поднимаешь голову – а в небе орлы парят! И думаешь, ну когда ещё с тобой может такое произойти?!» Ну а с исполнителем роли Ибрагима-оглы, ростовским актёром Юрием Миронцевым, произошла совсем уж сказочная история. Этот герой, старший товарищ Прохора Громова, очень важен для сюжета, поэтому съёмочная группа очень придирчиво подошла к отбору исполнителя роли. «В романе Ибрагим – черкес, – рассказывает режиссёр Юрий Мороз. – И мы, естественно, искали артиста кавказской внешности, и у нас даже был утверждён актёр из Грузии. Но у него возникли трудности с получением рабочей визы, и вот где-то за две недели до начала съёмок мне приходит фотография от нашего художника по гриму: там Юра Миронцев в таком виде, в каком он в фильме, – с большой рыжей бородой, бритый. Она пишет: «Посмотри, сейчас встретила в автобусе. Артист». А я смотрю и понимаю, что это точно тот, кто нам нужен. Я тут же пошел к Денису, это было в два часа дня, в четыре часа мы сделали ему пробы и в семь часов его утвердили. Это настоящий счастливый случай!»