Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ПЕРСОНА ЭФИРА
7 ИРОНИЧНЫХ НОТ ЕВГЕНИЯ МАРГУЛИСА
E25 07 c 2
E25 07 c 5
E25 07 c 4
E25 07 c 8
«Нужно относиться иронично к тому, что ты делаешь, и очень по-доброму – к самому себе. Тогда всё будет получаться», – говорит ведущий программы «Квартирник» на телеканале «НТВ» музыкант Евгений Маргулис. А его жизнь – подтверждение того, что этот рецепт работает.

ДО 15 лет Евгений не увлекался музыкой, хотя музыкальный слух у него обнаружили в 4 года. «Это такая обычная история еврейских семей: когда собираются какие-то гости, ты, самое юное поколение, должен встать на табуретку и спеть какую-нибудь песню, дабы поразить родственников, – вспоминает он. – Моя двоюродная сестрица обнаружила во мне вокальные и еще бог знает какие данные.
И я радовал слух своей родни». Впрочем, радовались не все – бабушка, например, терпеть не могла любую музыку и даже выкинула скрипку внука, когда в 6 лет тот попытался ее освоить. А к гитаре, шутит Маргулис, он пришел исключительно из зависти. «Потому что я был ушастый, кривоногий, мелкотравчатый и не очень нравился девушкам, – объясняет музыкант. – А те люди, которые владели каким-то инструментом, не фортепиано, заметьте, и могли у подъезда исполнить что-нибудь, – конечно, коэффициент их красоты возрастал просто немеряно. Чтобы нравиться, нужно было что-нибудь освоить, вот я и освоил». Занимался Евгений фанатично, по 8 часов в день. И когда всё же поступил в музыкальную школу, очень быстро оттуда ушел, потому что ему было скучно повторять уже известные вещи. А продемонстрировать свое мастерство Маргулис смог на выпускном вечере в школе – и тогда же, кстати, заработал первые деньги. «Да, я сам тогда не веселился со своими одноклассниками, но получал удовольствие от того, что играю в собственной школе, и от того, что за это мне еще и заплатят. Как сейчас помню, родительский комитет нашего класса тогда решил на мне сэкономить, посчитав, что «свой» музыкант может сыграть и бесплатно. Но мы подняли бучу, и деньги мне все-таки заплатили – 20 рублей, – вспоминает он. – Это были 1970-е годы, и такая сумма для того времени была немаленькой. Тот первый мой гонорар за выступление мы с друзьями здорово прогуляли всей компанией».

РЕшение сделать музыку своей профессией тоже пришло к Евгению Маргулису не сразу – поначалу он, по мнению родителей, должен был получить «серьезное» образование. И даже несколько раз попытался это сделать. Первой попыткой был медицинский институт. «Я действительно надеялся стать врачом, только играть в группе было значительно интереснее, и я ничего не мог с собой поделать, – признается Евгений Шулимович. – Если бы учился на вечернем, может, и получилось бы совмещать. Но я, как дурак, был на дневном. Возвращаешься после выступления в каких-нибудь Мытищах в два часа ночи, а к восьми или девяти нужно на занятия или, чего доброго, на практику в роддоме. Как вы думаете, интересно смотреть на рождение ребенка после дикого концерта?» В память о тех годах Маргулису остались кое-какие медицинские умения например делать уколы. Но демонстрирует он их нечасто. «Не вижу смысла этими знаниями пользоваться, потому что по любой медицинской проблеме мне есть кому позвонить. Это основное, что дал мне медицинский институт», – признается музыкант.

МИнимальное качество звука и собственная смекалка спасли Евгения Маргулиса во время первого выступления с группой «Машина времени». Музыкант познакомился с Андреем Макаревичем, когда работал грузчиком у своего приятеля, который сдавал в аренду концертную аппаратуру. Слово за слово, и «Машина времени» обзавелась новым бас-гитаристом. Однако свои первые басовые партии Маргулис от волнения напрочь забыл! «Музыкальный файл стерся, – вспоминает он. – Но ведь я умный мальчик. Пришлось выкрутить все частоты в усилителе, был один гул, было непонятно, играю я или не играю. Вот так я продержался полтора часа». Впрочем, качество аппаратуры в то время было таким, что зрители мало что различали, даже когда никто ничего не забывал. «Когда мой отец впервые побывал в конце 1970-х на нашем концерте – звук отвратительный, ничего не понятно, – он после концерта подошел и спросил меня: «А вы по-русски что-нибудь поете?» Он не мог понять ни одного слова и решил, что мы поем по-английски», – со смехом рассказывает музыкант.

ФАнтастическим образом Маргулиса спас Юрий Антонов. Группа «Аракс», в которой тогда играл Евгений, попала в немилость к властям по подозрению в антисоветской пропаганде, ее расформировали, а список музыкантов разослали по филармониям разных городов с запретом брать на работу. Впрочем, и на других рабочих местах их не ждали. Евгению Шулимовичу предлагали помощь Борис Гребенщиков, Алла Пугачева, но не сложилось. «Борисовна была выездная, и чтобы работать у нее, мне нужно было бы пройти партийно-правительственный контроль. Это было нереально, – объясняет он. – А к Борьке не имело смысла идти, потому что он сам был подпольным музыкантом и регулярно получал от власти по башке. Работай мы вместе, получали бы по башке чаще и больнее, чем по отдельности». Тут-то и появился Антонов. «Юрий Михайлович пошел получать звание в Чечено-Ингушской филармонии, и ему был абсолютно наплевать, есть я там в красном листе ожидания или нет, – вспоминает музыкант. – Он говорит: «Пойдем ко мне играть». Я говорю: «А как, если я такой… типа запрещенный к появлению на нашей советской эстраде?» Он отвечает: «Послушай, Чечено-Ингушская филармония – это отдельная формация. Там не то что бас-гитару не знают – там не знают, кто такой Маргулис». Я говорю: «А как ты будешь меня представлять?» «На бас-гитаре, – сказал он, – играет бас-гитарист». Маргулис проработал у Антонова несколько лет и до сих пор остается с ним в хороших отношениях.

СОЛЬ правильных отношений в семье, шутит Маргулис, – не спорить с женой. Впрочем, Анна по одной из профессий семейный психотерапевт, так что знает, как не доводить дело до ссоры. Но познакомились будущие супруги в довольно непростой ситуации. «Мы столкнулись у приятеля, который жил в квартире с газовой колонкой. Летом все, у кого отключали горячую воду, приезжали к нему мыться, – вспоминает Евгений Шулимович. – В общем, Аню я впервые увидел в полотенце, а она меня – в очках времен Гражданской войны, замотанных посередине синей изолентой. Очочки были «с чужого плеча», потому что мои сломались. Тогда мы просто увидели друг друга, а возможность поговорить представилась где-то через полгода – уже в других гостях. И Аня поняла, что я нормальный, а я – что Аня нормальная». Предложение сделала Анна – просто сказала: «Женись на мне, лучше меня всё равно не найдешь никого». Музыкант ответил: «А и правда», – и этот брак держится уже больше 30 лет. Кстати, «Квартирники» снимаются в мастерской Анны Борисовны (она увлекается керамикой) – и даже это не ссорит супругов.

ДЛЯ сына Маргулиса Даниила музыка профессией не стала. Он с детства проявлял способности к математике. И именно математический склад ума, шутит Маргулис, уберег Даниила от шоу-бизнеса. «Как математик он с лету понял, что на свете есть 274 аккорда, понял, как строятся эти аккорды, куда идет музыка… И на этом всё, полностью потерял интерес», – рассказывает Евгений Шулимович. Сходным образом у Даниила сложились отношения с кино. Гарик Сукачев пригласил молодого человека в свой фильм «Дом Солнца». Даниил сыграл там своего отца в молодости, даже позаимствовал для этого отцовские очки, и... возненавидел съемочный процесс. «Он же математик и всегда всё просчитывает на тысячу лет вперед, – объясняет Маргулис-старший. – Он мне говорил: «Самое поганое, что меня показали в фильме полторы секунды, а потратил я на это целые сутки. То есть коэффициент полезного действия от восьми часов две секунды. Мне это очень не нравится». На кино был поставлен крест». Молодой человек стал финансовым аналитиком.

СИстема Станиславского и прочие реалии актерской жизни неожиданно свалились на Евгения Маргулиса в прошлом году. Конечно, знаменитый музыкант и раньше работал с режиссерами, например, именно он подал идею использовать в нашумевшем фильме «Стиляги» хиты прошлых лет. Да и предложения сняться в кино ему время от времени поступали, правда, своеобразные – например, в роли руководителя похоронного оркестра. Так что Евгений Шулимович их отклонял. Но режиссеру Михаилу Довженко удалось заманить Маргулиса на роль пожилого скульптора в сборник киноновелл «Короткие волны». «На какой-то творческой гулянке ко мне подошел здоровенный мужичина и говорит: «Я, наверное, кинорежиссер». И этой фразой он сразу меня убил наповал! – рассказывает музыкант. – Вторая была, как хук: «Снимали тебя когда-нибудь в кино?» Я: «Нет!» Третья: «Хочешь сняться в кино?» Отвечаю: «Нет». Тогда он: «Во как интересно! Значит, у меня есть два плюса. Во-первых, денег за кино ты не получишь». Говорю: «Вот с этого надо было начинать. Отлично. Второй плюс?» Он говорит: «Второй плюс в том, что ты будешь играть скульптора». Я сразу согласился: это было предложение, от которого нельзя отказаться. И всё. И мы об этом забыли. А спустя где-то полгода мне звонит актриса Катя Семенова и говорит, что надо сниматься. Сказала обязательно взять свою одежду (так как у них ее просто не было), зато автобус за мной выслали. На съемки приехали рано утром, а закончили только под вечер. Но было как-то радостно и замечательно, я даже особо не устал. Мишка потом рассказывал, что показывал кому-то отрывки и все были восхищены моим первым (надеюсь, не последним) появлением в кино. Теперь можно будет замахнуться на роль старого президента в изгнании или короля Лира...»