Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТВ-ЮБИЛЕЙ
НАСТОЯЩИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА
E22 09 b 4
E22 09 b 7
E22 09 b 2
E22 09 b 3
E22 09 b 5
E22 09 b 6
Рассказывая о судьбе Александра Демьяненко, часто говорят о том, как его мучило клеймо «Шурик» и как мало он прожил из-за больного сердца. Между тем в жизни актера хватало разных моментов: счастливых, веселых, захватывающих. Накануне 80-летия со дня его рождения мы решили поведать о настоящих приключениях Шурика Демьяненко.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИЕ
Александр Демьяненко – потомственный артист. Его отец Сергей Петрович Демьяненко окончил ГИТИС, несколько лет работал в московском театре «Синяя блуза», а затем переехал в Свердловск, где 30 мая 1937 года и родился Саша. Под влиянием отца он с детства увлекся театром и даже однажды вышел на сцену оперного, где тогда работал Сергей Петрович. На Сашу возложили несложную задачу позвонить в колокольчик, когда на сцене появится актер, играющий кардинала. Но мальчик настолько обалдел от музыки и великолепия, что, начав звонить, не мог остановиться. На этом его карьера в оперном театре завершилась. Зато Саша успешно играл в кружке художественной самодеятельности и в 16 лет предстал перед комиссией Школы-студии МХАТ, которая приехала за молодыми талантами на Урал. Но так разволновался, что завалил экзамен. От расстройства юноша поступил на юридический факультет, но, даже не добравшись до первой сессии, понял, что его судьба – быть актером. И отправился штурмовать театральные вузы Москвы. На вступительных экзаменах Демьяненко изображал диалог Счастливцева с Несчастливцевым из комедии Островского «Лес». «Очки снял – и читал сразу за двоих», – вспоминал он. Вскоре домой полетела телеграмма: «Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе». Студентом Демьяненко оказался не столь примерным, как его герой в «Операции «Ы»: учился хорошо, но много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: «Можно выйти?» Выходил и уезжал домой в Свердловск. Но талантливому студенту всё прощалось.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫЕ
В кино Александр впервые снялся еще на третьем курсе – в картине «Ветер». Но широкую известность ему принесла главная роль в фильме «Карьера Димы Горина». В одном из эпизодов Демьяненко пришлось бить в челюсть Владимира Высоцкого. «Эту сцену мы снимали девять дублей подряд, потому что шел дождь и у оператора всё время был брак, – вспоминал Высоцкий. – А Саша Демьяненко раньше занимался боксом. В середине этого избиения он подошел ко мне и говорит: «Ты меня прости, но оператор просит. Ну что я для тебя могу сделать? Давай хоть по другой половине лица бить буду – для симметрии...» Впрочем, и самому Александру на тех съемках пришлось несладко. В одном из эпизодов его герой и героиня Татьяны Конюховой идут навстречу друг другу по проводам, протянутым высоко над землей. «Я-то высоты не боюсь, а бедному Демьяненко было тяжело, – рассказывает актриса. – Режиссеры еще придумали, чтобы он без очков всё это проделал, как будто скинул их, чтобы казаться более мужественным в глазах моей героини. И он практически ничего не видел. У нас провода были в виде треугольника: за два можно было держаться руками, а по одному идти. Я чуть ли не вприпрыжку бодренько до него добралась. А когда упала к нему на грудь, услышала, как его сердце бьется, будто молот по наковальне».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИЕ
Александр Демьяненко – потомственный артист. Его отец Сергей Петрович Демьяненко окончил ГИТИС, несколько лет работал в московском театре «Синяя блуза», а затем переехал в Свердловск, где 30 мая 1937 года и родился Саша. Под влиянием отца он с детства увлекся театром и даже однажды вышел на сцену оперного, где тогда работал Сергей Петрович. На Сашу возложили несложную задачу позвонить в колокольчик, когда на сцене появится актер, играющий кардинала. Но мальчик настолько обалдел от музыки и великолепия, что, начав звонить, не мог остановиться. На этом его карьера в оперном театре завершилась. Зато Саша успешно играл в кружке художественной самодеятельности и в 16 лет предстал перед комиссией Школы-студии МХАТ, которая приехала за молодыми талантами на Урал. Но так разволновался, что завалил экзамен. От расстройства юноша поступил на юридический факультет, но, даже не добравшись до первой сессии, понял, что его судьба – быть актером. И отправился штурмовать театральные вузы Москвы. На вступительных экзаменах Демьяненко изображал диалог Счастливцева с Несчастливцевым из комедии Островского «Лес». «Очки снял – и читал сразу за двоих», – вспоминал он. Вскоре домой полетела телеграмма: «Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе». Студентом Демьяненко оказался не столь примерным, как его герой в «Операции «Ы»: учился хорошо, но много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: «Можно выйти?» Выходил и уезжал домой в Свердловск. Но талантливому студенту всё прощалось.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫЕ
В кино Александр впервые снялся еще на третьем курсе – в картине «Ветер». Но широкую известность ему принесла главная роль в фильме «Карьера Димы Горина». В одном из эпизодов Демьяненко пришлось бить в челюсть Владимира Высоцкого. «Эту сцену мы снимали девять дублей подряд, потому что шел дождь и у оператора всё время был брак, – вспоминал Высоцкий. – А Саша Демьяненко раньше занимался боксом. В середине этого избиения он подошел ко мне и говорит: «Ты меня прости, но оператор просит. Ну что я для тебя могу сделать? Давай хоть по другой половине лица бить буду – для симметрии...» Впрочем, и самому Александру на тех съемках пришлось несладко. В одном из эпизодов его герой и героиня Татьяны Конюховой идут навстречу друг другу по проводам, протянутым высоко над землей. «Я-то высоты не боюсь, а бедному Демьяненко было тяжело, – рассказывает актриса. – Режиссеры еще придумали, чтобы он без очков всё это проделал, как будто скинул их, чтобы казаться более мужественным в глазах моей героини. И он практически ничего не видел. У нас провода были в виде треугольника: за два можно было держаться руками, а по одному идти. Я чуть ли не вприпрыжку бодренько до него добралась. А когда упала к нему на грудь, услышала, как его сердце бьется, будто молот по наковальне».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАВКАЗСКИЕ
Самой знаменитой ролью Демьяненко стал Шурик, который появлялся в трех комедиях Леонида Гайдая: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию». Ради этой роли брюнетистому Александру приходилось постоянно осветлять волосы (режиссеру образ Шурика виделся светлым) с риском облысеть. Демьяненко сам выполнял большую часть трюков. «На съемках «Кавказской пленницы» ему пришлось висеть в спальном мешке, привязанном к дереву, вверх ногами, – вспоминает вдова Гайдая Нина Гребешкова. – Однажды его ветром раскачало, и ветка надломилась. У меня сердце сжалось от страха. Но обошлось, успели вытащить. В пропасть полетела кукла…» А еще на тех съемках актер проявил талант дрессировщика. Ослица Люся, которая с ним снималась, оказалась упрямой как... ослица. «Она могла застыть посреди дороги, когда ей вздумается. Или, наоборот, не остановиться вовремя, – вспоминает Гребешкова. – Применять кнут Демьяненко решительно отказался, сказав: «Бить осла? Да вы что?! Это же библейское животное!» Он просто стал Люсю воспитывать, проявляя недюжинное терпение. За правильное поведение вознаграждал морковкой и сахаром. И ослица в итоге его слушалась беспрекословно. Думаю, животные Сашу понимали, потому что он и сам умел обходиться без слов. Он почти всегда в компании молчал, но если уж что-то скажет, это было попадание в точку. Когда выяснилось, что Сашину любимую дачу за зиму обворовали, он заметил: «Это неизбежно. Весной тает снег, и имущество тает».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
В отличие от своего героя-изобретателя из картины «Иван Васильевич меняет профессию» Демьяненко в технике совсем не разбирался. Актер Олег Белов, друживший с ним 27 лет, вспоминает, как им удалось раздобыть для Демьяненко первый автомобиль. Этот «Фольксваген» привезли из Чили пароходом, и за время плавания матросы успели изрядно распотрошить машину. «Оказались вырваны провода, с мясом выворочена ручка на одной из дверей, и отсутствовал аккумулятор, – вспоминает Белов. – Саше с его технической беспомощностью с такими проблемами было не справиться. Но у него был я! Я нашел электрика, автослесарей. Ручку для дверцы заказал в литейных мастерских Эрмитажа. Оставалось решить проблему с аккумулятором. Нужен был особый, маленький. В конце концов мне обещали привезти то, что нужно. На радостях отправился к Сашке, говорю: «Мне привезут сегодня аккумулятор». А он вдруг: «Да, я тоже договорился, мне тоже сегодня аккумулятор привезут». Как же так? Он ни бельмеса в машинах не понимает и тут без всякого предупреждения грубо вмешивается в процесс. Говорю: «Саша, не лезь в это. Не бери ничего, не трать лишних денег». Молчит. Вроде бы согласился. Позднее он показал мне этот аккумулятор – тот был от трактора. Тут уж я начинаю ругаться: «Саша, как же ты мог! Ведь я тебе сказал ничего не покупать! Иди теперь продавай эту хреновину кому хочешь!» Вдруг смотрю, Саша зачем-то ложится на землю, прямо под задние колеса. Да как закричит: «Давай задний ход! Дави меня! Дави!» Я сразу остыл: «Саша, обалдел ты что ли? Я же для пользы дела...» А на той машине Демьяненко потом долго ездил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ
Демьяненко не любил, когда его узнавали на улицах, но порой его популярность была весьма кстати. Например, однажды они с Олегом Беловым возвращались из турпоездки в Болгарию и, выйдя прогуляться в каком-то поселке сразу после пересечения границы СССР, отстали от поезда – без документов и денег. Что делать? До ближайшего города добрались с ремонтной бригадой, а дальше в ход пошла известность Демьяненко. Начальник вокзала пристроил друзей в купе на ближайший поезд до Киева. Знакомые из поезда подбросили их до аэропорта Борисполя. «В аэропорту к кассам не подойти, битком народу, – вспоминает Белов. – Пользуясь своим немаленьким ростом, я разглядел, что рядом с кассиром стоит симпатичная дама в форме. По виду – начальница. Говорю: «Саш, привстань на цыпочки. Мне тебя кое-кому показать нужно». Стоило взгляду женщины мельком остановиться на Саше, как наша судьба была устроена. Сначала дама покраснела, потом побледнела, потом стала жестами приглашать нас к окошку… Бросаемся к ней, объясняем ситуацию. В смысле, я объясняю, а Сашка помалкивает. Но слушая меня, наша благодетельница не спускает глаз с Сашки и именно ему на мои слова отвечает: «Александр Сергеевич, это ничего, что у вас денег нет. Я оплачу вам два билета до Ленинграда, вы мне потом почтовым переводом долг вернете». И вот мы добрались до дому. Моя квартира от аэропорта ближе, сначала заехали ко мне – за деньгами для Сашки на такси. Демьяненко бросается к телефону, звонит жене: «Людочка, я сейчас приеду». Я бы на его месте немедленно стал рассказывать о нашем приключении. Но у них другой диалог. «Как?! – спрашивает Людмила. – Вы же только завтра утром должны приехать?!» – «Так это тургруппа, она на поезде тащится. А я к тебе – на крыльях любви…»Самой знаменитой ролью Демьяненко стал Шурик, который появлялся в трех комедиях Леонида Гайдая: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию». Ради этой роли брюнетистому Александру приходилось постоянно осветлять волосы (режиссеру образ Шурика виделся светлым) с риском облысеть. Демьяненко сам выполнял большую часть трюков. «На съемках «Кавказской пленницы» ему пришлось висеть в спальном мешке, привязанном к дереву, вверх ногами, – вспоминает вдова Гайдая Нина Гребешкова. – Однажды его ветром раскачало, и ветка надломилась. У меня сердце сжалось от страха. Но обошлось, успели вытащить. В пропасть полетела кукла…» А еще на тех съемках актер проявил талант дрессировщика. Ослица Люся, которая с ним снималась, оказалась упрямой как... ослица. «Она могла застыть посреди дороги, когда ей вздумается. Или, наоборот, не остановиться вовремя, – вспоминает Гребешкова. – Применять кнут Демьяненко решительно отказался, сказав: «Бить осла? Да вы что?! Это же библейское животное!» Он просто стал Люсю воспитывать, проявляя недюжинное терпение. За правильное поведение вознаграждал морковкой и сахаром. И ослица в итоге его слушалась беспрекословно. Думаю, животные Сашу понимали, потому что он и сам умел обходиться без слов. Он почти всегда в компании молчал, но если уж что-то скажет, это было попадание в точку. Когда выяснилось, что Сашину любимую дачу за зиму обворовали, он заметил: «Это неизбежно. Весной тает снег, и имущество тает».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
В отличие от своего героя-изобретателя из картины «Иван Васильевич меняет профессию» Демьяненко в технике совсем не разбирался. Актер Олег Белов, друживший с ним 27 лет, вспоминает, как им удалось раздобыть для Демьяненко первый автомобиль. Этот «Фольксваген» привезли из Чили пароходом, и за время плавания матросы успели изрядно распотрошить машину. «Оказались вырваны провода, с мясом выворочена ручка на одной из дверей, и отсутствовал аккумулятор, – вспоминает Белов. – Саше с его технической беспомощностью с такими проблемами было не справиться. Но у него был я! Я нашел электрика, автослесарей. Ручку для дверцы заказал в литейных мастерских Эрмитажа. Оставалось решить проблему с аккумулятором. Нужен был особый, маленький. В конце концов мне обещали привезти то, что нужно. На радостях отправился к Сашке, говорю: «Мне привезут сегодня аккумулятор». А он вдруг: «Да, я тоже договорился, мне тоже сегодня аккумулятор привезут». Как же так? Он ни бельмеса в машинах не понимает и тут без всякого предупреждения грубо вмешивается в процесс. Говорю: «Саша, не лезь в это. Не бери ничего, не трать лишних денег». Молчит. Вроде бы согласился. Позднее он показал мне этот аккумулятор – тот был от трактора. Тут уж я начинаю ругаться: «Саша, как же ты мог! Ведь я тебе сказал ничего не покупать! Иди теперь продавай эту хреновину кому хочешь!» Вдруг смотрю, Саша зачем-то ложится на землю, прямо под задние колеса. Да как закричит: «Давай задний ход! Дави меня! Дави!» Я сразу остыл: «Саша, обалдел ты что ли? Я же для пользы дела...» А на той машине Демьяненко потом долго ездил.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ
Демьяненко не любил, когда его узнавали на улицах, но порой его популярность была весьма кстати. Например, однажды они с Олегом Беловым возвращались из турпоездки в Болгарию и, выйдя прогуляться в каком-то поселке сразу после пересечения границы СССР, отстали от поезда – без документов и денег. Что делать? До ближайшего города добрались с ремонтной бригадой, а дальше в ход пошла известность Демьяненко. Начальник вокзала пристроил друзей в купе на ближайший поезд до Киева. Знакомые из поезда подбросили их до аэропорта Борисполя. «В аэропорту к кассам не подойти, битком народу, – вспоминает Белов. – Пользуясь своим немаленьким ростом, я разглядел, что рядом с кассиром стоит симпатичная дама в форме. По виду – начальница. Говорю: «Саш, привстань на цыпочки. Мне тебя кое-кому показать нужно». Стоило взгляду женщины мельком остановиться на Саше, как наша судьба была устроена. Сначала дама покраснела, потом побледнела, потом стала жестами приглашать нас к окошку… Бросаемся к ней, объясняем ситуацию. В смысле, я объясняю, а Сашка помалкивает. Но слушая меня, наша благодетельница не спускает глаз с Сашки и именно ему на мои слова отвечает: «Александр Сергеевич, это ничего, что у вас денег нет. Я оплачу вам два билета до Ленинграда, вы мне потом почтовым переводом долг вернете». И вот мы добрались до дому. Моя квартира от аэропорта ближе, сначала заехали ко мне – за деньгами для Сашки на такси. Демьяненко бросается к телефону, звонит жене: «Людочка, я сейчас приеду». Я бы на его месте немедленно стал рассказывать о нашем приключении. Но у них другой диалог. «Как?! – спрашивает Людмила. – Вы же только завтра утром должны приехать?!» – «Так это тургруппа, она на поезде тащится. А я к тебе – на крыльях любви…»