Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
СЕКРЕТЫ ЦЫГАНКИ РАДЫ
E21 09 b 2
E21 09 b 5
E21 09 b 3
Светлана Тома не любит отмечать день рождения. «Если вспомнить мой возраст, то, простите, какой же это праздник?» – говорит актриса. Но на самом деле мало кто поверит, что Светлане Андреевне 24 мая исполнится 70, – настолько она полна энергии. И это не единственное, чем актриса может удивить.

СЕКРЕТ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИЙ
Детство Светланы прошло в маленькой молдавской деревушке. «Вся крестьянская работа мне понятна и любима мною. Девчонкой я знала, как пропалывать огород, сажать растения, доить коров», – рассказывает она. Конечно, не всё в этой жизни было безоблачным. Девочке едва исполнился год, когда в Молдавию пришел голод. «Родители очень переживали, как нас с сестрой спасти, – вспоминает актриса. – Нас выкормили морковкой. Папа привозил мешки моркови, а мама старалась приготовить из нее разнообразные блюда. У меня тогда даже цвет белков был желтым. Врачи спрашивали у мамы: «У нее случайно не гепатит?» Я расстраивалась, что стала желтой, а папа говорил: «Желтая, зато живая». А вот воспоминания Светланы Андреевны о школе гораздо веселее: «Это была комната в четыре ряда парт. Первый ряд – первый класс, второй ряд – второй класс и так далее. В каждом было по два-три ученика, и учительница по очереди вела для нас уроки. У тех, кто хорошо учился, был «подшефный» теленок или жеребенок. Если ты получал «пятерки-четверки», тебе разрешалось выбрать жеребенка, приходить на ферму и ухаживать за ним. Когда мой жеребенок вырос, мне разрешили объезжать его первой. А когда теленок превратился в корову, мне доверили первой доить «подшефную».

СЕКРЕТ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ
Родители хотели, чтобы дочь стала криминалистом, и она отправилась поступать в юридический институт в Кишиневе. Но эти планы разрушила фраза незнакомого мужчины на улице: «Не хотите сняться в кино?» Оказалось, режиссер Эмиль Лотяну попросил исполнителя главной роли в своей картине «Красные поляны» самому найти девушку на роль своей дочери, а тот обратил внимание на Светлану. На следующий день девушка пришла на киностудию. «Эмиль сидел за огромным столом, а я стояла перед ним, как на экзамене, – вспоминает она. – «Ну, – произнес он, – ты знаешь какие-нибудь стихи?» Я с вызовом ответила: «Да!» – «Какие?» – «Наша Таня громко плачет!» Он распорядился зарядить пленку для кинопробы, а через неделю утвердил меня на главную роль». Лотяну убедил родителей Светланы, что на съемках она будет в безопасности, но вышло не совсем так. Первый же съемочный день обернулся приключением. «По дороге на съемочную площадку в Карпатах мы попали в автомобильную аварию, – признается актриса. – Дорога, по которой ехали, была очень узкой, к тому же справа находился лес, слева – пропасть. Вдруг из-за поворота неожиданно выскочил автобус с детьми. Поскольку Эмиль Владимирович обладал прекрасной реакцией, он резко взял вправо, наш «Москвич» перевернулся и остановился, дорога оказалась свободной, и автобус благополучно проехал. Всё это произошло в считанные секунды. К счастью, ни я, ни он особо не пострадали. Мы благополучно доехали до съемочной площадки и, как ни странно, еще что-то в этот день сняли». Несмотря на такое драматичное начало, съемки прошли благополучно, а Светлана решила стать актрисой и поступила в театральный институт.

СЕКРЕТ СЕРДЕЧНЫЙ
Союз Эмиля Лотяну и Светланы Тома был и творческим, и любовным. Актриса часто называет себя его Галатеей – именно Лотяну открыл ее, он же убедил Светлану сменить фамилию Фомичева на прабабушкину французскую – Тома. Но своенравный режиссер не делал поблажек никому, и на съемках актрисе приходилось трудно. К примеру, в «Красных полянах» Лотяну заставил ее часами ходить с привязанной к спине палкой, чтобы исправить осанку. Тяжелый характер Лотяну проявлялся и в совместной жизни. Он мог привести девушку к друзьям и внезапно пропасть. Режиссер и актриса то сходились, то расходились, пока однажды не произошло недоразумение. «Когда я училась на третьем курсе Ленинградского театрального, режиссер Владимир Венгеров предложил мне роль Маши в экранизации «Живого трупа». Конечно, я согласилась, – вспоминает Светлана Андреевна. – Но время съемок совпало со съемками нового фильма Эмиля Владимировича «Это мгновение», в котором он написал для меня главную роль. Я начала сниматься в «Живом трупе» в Ленинграде и ждала вызова из Керчи, где должны были проходить съемки «Мгновения». Но телеграмму от Лотяну мне просто не показали, чтобы не сорвать график... Эмиль был в бешенстве, снял меня с роли. А когда я вернулась в Кишинев, назвал меня предательницей и разорвал всякие отношения». Через год режиссер остыл и помирился с актрисой, но оба уже устроили личную жизнь. Светлана Тома вышла замуж за однокурсника, актера Олега Лачина, но вскоре после рождения дочери тот погиб. Еще одну попытку актриса сделала с драматургом Андреем Вишневским – тот был младше ее на 17 лет. «Познакомились мы на Московском кинофестивале. А свадьба наша, так уж случилось, была в Малайзии согласно обычаям этой страны, – рассказывала она. – На нас были национальные костюмы, расшитые золотом, у меня на голове – корона, у Андрея – тюрбан. Мы танцевали малайзийские танцы, а гости собрались чуть ли не со всего мира. Подобное я видела только в кино». Однако и этот брак распался. Сейчас актриса говорит, что по-настоящему любила только Эмиля Лотяну, несмотря на его деспотизм: «Его я забыть никогда не смогу. Такие мужчины встречаются раз в жизни...»

СЕКРЕТ РОДОВОЙ
Говорят, в семье Светланы Андреевны хранится старинный талисман – камея из слоновой кости. В роду, который им владеет, рождаются только девочки. Может, поэтому атмосфера в семье Тома царит демократичная. Ее давно уже взрослая дочь Ирина Лачина часто жалуется на споры с мамой по поводу воспитания дочки Маши. Ирина – человек жесткий, а Светлана Андреевна внучку избаловала. Та даже зовет ее не бабушкой, а Светой. Впрочем, Ирину актриса тоже воспитывала без строгости. Вершина педагогической суровости Светланы Тома – когда она зовет дочь и внучку не Иришей и Марусей, а полными именами. Впрочем, обе уже взрослые женщины и состоявшиеся актрисы, так что видимого вреда такое мягкое воспитание не принесло.

СЕКРЕТ ЦЫГАНСКИЙ
Самая знаменитая роль – цыганки Рады в фильме «Табор уходит в небо» – далась Светлане Андреевне тяжело. Актриса была не единственной претенденткой на роль, и пробы ей пришлось проходить дважды. А когда Светлану утвердили, начались эксперименты над ее волосами. «В парике было бы невозможно играть, мне увеличивали длину – вплетали пряди, – рассказывает она. – И красили в черный цвет. А тогда краски были другие, не такие щадящие, как сейчас. И каждый день была сушка под парикмахерскими колпаками, потому что каждый день волосы подвивали. К концу съемок я буквально осталась без волос. Выручило то, что потом у меня были съемки в картине, где я играла девушку, которая бежит из концлагеря, и меня коротко остригли». Изматывающим был и график съемок: актеры вставали в пять утра и работали до изнеможения. При этом на экране Тома выглядела такой цветущей красавицей, что впоследствии это привело к курьезам. «Когда «Табор» триумфально шествовал по стране, меня пригласили выступить перед началом сеанса в самом крупном кинотеатре Харькова, – рассказывает актриса. – Выхожу на сцену и... застываю в изумлении – зал битком набит цыганами. Как мне потом объяснили, они скупили все сеансы на несколько дней вперед. Кто сидит, кто стоит, а кто просто лежит в проходе, тут же разложив еду. Незабываемое зрелище! Начала я говорить и минут через десять чувствую – что-то не так. Нехорошая такая тишина. И вдруг зал взрывается возгласами: «Директора! Позовите директора!» Директор кинотеатра, стоявший за кулисами, вышел на сцену – и что тут началось!.. Цыгане топали ногами и кричали: «Кого ты нам привел? Обещал красавицу Раду, а притащил какую-то девчонку в очках!» Я вначале переживала этот провал, а потом поняла – оптический эффект! В жизни я маленькая и хрупкая женщина, а на экране получилась дородной. Меня и на улице узнают редко. Принимаю это как данность и спокойно езжу в метро».

СЕКРЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
Светлана Тома – не только актриса, но и модель. Более того, ее можно назвать одной из первых наших манекенщиц за рубежом! Красоту актрисы иностранные модельеры оценили еще двадцать с лишним лет назад. В то время она много ездила по разным странам, представляя фильм «Табор уходит в небо». «После премьеры фильма в Риме мне предложили поучаствовать в показе мод, потом я снялась там для нескольких итальянских дамских журналов», – вспоминает она. Актриса демонстрировала платья, блузки, юбки и... нижнее белье! Причем последнее у нее получалось особенно хорошо. Организаторы показа тогда признались Светлане Андреевне, что мало кто может сделать это достаточно элегантно. Однако они посчитали, что советская звезда, которая в фильме решилась на откровенные сцены, сможет справиться с такой задачей. Естественно, актриса долгое время молчала об этом эпизоде своей карьеры во избежание неприятностей. «Рассекретилась» она совсем недавно – когда ее пригласили на подиум уже русские модельеры. На сей раз – демонстрировать вечерние наряды. Надо сказать, навыков работы на подиуме актриса за это время не растеряла.