Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ
1
2
3
4
5
6
Дорогие читатели, с вами снова «Время, назад!» – наша традиционная рубрика о любимых фильмах, которые отмечают юбилей в этом году. Фильм «Офицеры» зрители называют классикой на все времена. Он служит примером того, что можно снять по-настоящему патриотичную картину без всякой плакатности и напыщенности. Живые человеческие судьбы, вечные ценности, герои, на которых хочется равняться, – «Офицеры» не зря заслужили любовь публики. В этом году картине исполняется 50 лет. Но это не единственная интересная цифра, связанная с ней!

ЧЕТЫРЕ ФРОНТОВИКА было в съёмочной группе фильма «Офицеры». Возможно, эта картина о военных получилась такой пронзительной потому, что многие из её создателей и сами воевали. К примеру, режиссёр-постановщик Владимир Роговой во время Великой Отечественной войны сражался в пехоте. Исполнитель роли Алексея Трофимова, актёр Георгий Юматов, принимал участие в морских боях в Крыму. В танковых частях Великую Отечественную войну прошли сценаристы «Офицеров» Борис Васильев и Кирилл Рапопорт. Сценарии на военную тему двое ветеранов писали и до этого, но именно «Офицеры» принесли им успех. Говорят, знаменитую фразу «Есть такая профессия – Родину защищать» однажды произнёс тогдашний министр обороны СССР Андрей Гречко. По легенде, он же подал идею для кинокартины, как-то раз заявив: «Мне нужен фильм о жене офицера – в основе, и двое героев рядом». Из этой короткой фразы у сценаристов получилось сделать историю о дружбе, любви, верности своему долгу и настоящем патриотизме. Более того, история получилась настолько объёмной, что никак не умещалась в один фильм – авторы планировали, что в «Офицерах» будет две серии. Но министру не понравилось, что, по изначальному замыслу Бориса Васильева, главные герои, Алексей Трофимов и Иван Варавва, попадали в жернова политических репрессий. Эту линию пришлось убрать, только тогда сюжет вместился в отведённое время. Тем не менее в «Офицерах» происходит столько событий, что некоторые зрители до сих пор свято уверены: фильм – двухсерийный!

49 ПРЕТЕНДЕНТОВ на роль Алексея Трофимова отсмотрели авторы фильма, но в итоге покорил их Георгий Юматов. Он был ветераном войны и часто шутил, что грудью пропахал всю Малую землю – знаменитый плацдарм под Новороссийском, где во время Великой Отечественной войны шли ожесточённые бои с фашистами. Именно это стало весомым аргументом для режиссёра и сценаристов картины. Только у Юматова, бывшего фронтовика, получилось убедительно передать эмоции своего героя, который тоже прошёл войну. Кинопробы были такими впечатляющими, что перевесили даже непростую репутацию Юматова. Актёр слыл человеком с очень тяжёлым характером, имевшим проблемы с алкоголем, и перед съёмками «Офицеров» он едва не сорвал другой проект, на «Мосфильме», в актёрский состав которого входил. Поговаривают, что, отпуская Георгия Александровича к конкурентам («Офицеры» снимались на киностудии имени Горького), мосфильмовцы рассчитывали, что актёр подведёт съёмочную группу. Но за Юматова поручился лично Борис Васильев, а в качестве «тяжёлой артиллерии» на съёмочную площадку пригласили жену Георгия Александровича, актрису Музу Крепкогорскую. Вот уж кто умел держать мужа в ежовых рукавицах! Для неё даже специально придумали персонажа, которого изначально не было в сценарии, – мать Маши, невестки Трофимовых. Юматов под присмотром жены сыграл свою роль блестяще. Возникла лишь одна проблема. Действие фильма разворачивается на протяжении нескольких десятилетий, героям на начало действия всего по 17 лет. Георгий Юматов был к тому времени зрелым мужчиной, и изображать мальчишку ему было тяжело. Ситуацию спасли гримёры. Говорят, они заплетали волосы Георгия Александровича в косички и туго стягивали на затылке, чтобы разгладились морщины. Актёр переносил эту неприятную процедуру безропотно. А вот след от ранения, который Алексей Трофимов показывает жене в одном из эпизодов, был настоящим. Этот шрам Юматов получил на войне.

ТРИЖДЫ отказывался от роли Ивана Вараввы Василий Лановой. Сыграть этого героя мечтали многие кинозвёзды 1960-х – пробовались Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт. И только Василий Семёнович совершенно не понимал, что в Варавве интересного. Артист согласился попробовать только при условии, что сценаристы детальнее пропишут характер персонажа. Васильев и Рапопорт расстарались на славу – обновлённый ими сценарий Лановому понравился. Но всё же он никак не мог до конца понять своего героя. Почему тот, отважный и красивый, всю жизнь любит жену друга без надежды на взаимность и не ищет других способов устроить личное счастье? Разобраться в характере Ивана Вараввы актёру помогла... музыка! Однажды он слушал «Времена года» Вивальди и вдруг понял, что его герой – такой же радостный, как эта мелодия. «Меня как током пронзила эта мысль, – рассказывал Лановой. – В Иване кипит радость бытия, он весь искрится, как звучащая музыка. Да, он любит жену свего друга и знает, что это безнадёжно, но не впадает от этого в уныние. Он всё равно любит, он счастлив от того, что это высокое чувство снизошло к нему!» Режиссёр подтвердил: Иван Варавва – главный романтик в этом фильме. Вот тут-то роль и сложилась! Кстати, один из самых романтичных эпизодов фильма, где Варавва совершает рискованный прыжок с поезда, чтобы нарвать цветов для Любы, снимался без каскадёра. Василий Лановой этот прыжок делал сам. Правда, по задумке режиссёра, он должен был запрыгнуть в третий с конца вагон. Но актёру эта идея не понравилась. Смотрелось это не очень эффектно, а риск попасть под последние два вагона был немалый. Василий Семёнович сумел убедить съёмочную группу, что запрыгнуть в последний вагон и потом пробежать через весь поезд с цветами будет более зрелищно. Таким этот эпизод и сняли. Кстати, эта роль, от которой Лановой так долго отказывался, в итоге не только стала одной из его любимых, но и принесла артисту звание лучшего актёра 1971 года и премию Московского комсомола «За создание героических образов в кино».

СО ВТОРОГО РАЗА нашлась исполнительница роли Любы Трофимовой. Женщина, в которую влюблены два главных героя, должна была быть особенной, под стать им. Режиссёру показалось, что такое впечатление может создать актриса МХАТа Елена Добронравова. Но она по-своему трактовала свою роль – с её точки зрения, Люба не осталась равнодушной к чувствам Вараввы. Такого вольнодумства Роговой не стерпел и заменил актрису. Алина Покровская, которую в итоге выбрали на роль, была полностью согласна с режиссёром насчёт образа Любы. Спорила актриса по другому поводу: она очень хотела от начала до конца сыграть роль самостоятельно и отказывалась от помощи дублёров. Для этого, например, Покровская тайком от всех научилась ездить верхом. «Возвращаясь со съёмок в Туркмении в Москву, я каждое утро – к семи часам – ездила на закрытый манеж ипподрома, – вспоминает Алина Станиславовна. – Инструктор подводил коня, здоровенного, как шкаф, и я забиралась на него по лесенке. Страху натерпелась! И вот через пару дней конь подвёз меня к большому зеркалу, которое всегда есть на манеже, обернулся и посмотрел на меня таким красноречивым взглядом, что я со смеху чуть не выпала из седла. Но лошадей с тех пор бояться перестала». Правда, на съёмках погони басмачей Покровской выдали вовсе не такого смирного коня. По сюжету, трое главных героев должны были проскакать мимо глубокого рва. Но Адлер, конь актрисы, вдруг набрал скорость и понёсся прямо по направлению ко рву. К счастью, Лановой и Юматов заметили, что что-то идёт не так, рванули следом и подхватили лихача под уздцы. Так что всё обошлось благополучно.

11 МЕСЯЦЕВ было Володе Селиванову, который сыграл маленького Ваню Трофимова, внука главных героев. Для того, чтобы показать маленького Ванечку, требовался совсем юный актёр. В картотеке киностудии такого малыша не нашлось. Ассистенты режиссёра отправились в дома малютки. Ребёнка нашли. Володя был болен тяжёлой формой астмы, но это не помешало ему сыграть эту маленькую роль. Судьба у малыша была непростая – мать Светлана отказалась от него после того, как муж поставил ей ультиматум: «Или я, или больной сын». Она выбрала мужа. Но вскоре после этого семья всё же распалась. Из-за проблем со здоровьем Володя вряд ли мог рассчитывать на быстрое усыновление. Но появление на киноэкране сыграло в его жизни решающую роль. Когда фильм «Офицеры» вышел в кинотеатрах, Светлана Селиванова пришла на премьеру и... узнала сына в крошечном актёре. Это так подействовало на неё, что непутёвая мамаша тут же отправилась в детдом и забрала сына обратно. Так благодаря фильму малыш вернулся в семью.

ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ случилось у «Офицеров». С датой первого показа фильму не повезло. На широкий экран он вышел 26 июля 1971 года. Был разгар летних отпусков, люди разъехались из столицы на отдых. Так что в зале кинотеатра пустовала половина мест. Это был провал! Но на сеансе присутствовала супруга министра обороны Гречко, того самого, благодаря которому родился замысел картины. Ей очень понравился фильм, а судьба Любы Трофимовой напомнила собственную биографию. Своим восторгом она позже поделилась с мужем. Тот запросил копию фильма и отправился на дачу к Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. И сам Брежнев, и все его гости пришли от «Офицеров» в полный восторг. Было решено устроить фильму повторную премьеру – такую, какой он заслуживал. В сентябре, когда «Офицеры» вышли в кинотеатрах вновь, успех был оглушительным. Фильм немедленно стал одним из самых любимых у отечественных зрителей и до сих пор в списке самых народных кинокартин. Довольны были и военные: после выхода «Офицеров» количество заявлений о поступлении в военные училища выросло в 20 раз!