Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
СЕРИАЛ
«ЕКАТЕРИНА.САМОЗВАНЦЫ»: ПУШКИН, МОРКОВЬ И ТЕСНАЯ КОРОНА
E42 05 c 5
E42 05 c 6
E42 05 c 4
E42 05 c 8
«Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. А мы сделали это трижды!» – призналась Марина Александрова, исполнительница роли Екатерины II в телесаге канала «Россия». На экраны выходит сериал «Екатерина. Самозванцы» – продолжение проектов «Екатерина» и «Екатерина. Взлет». Сможет ли сериал повторить успех первых двух сезонов, решат зрители, а мы пока выяснили, что как минимум его съемки были захватывающими.

ФАНТАЗИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕКОРАЦИЯХ
Если сериал «Екатерина» рассказывал о том, как принцесса Фике прибыла в Россию, а «Екатерина. Взлет» – о становлении императрицы Екатерины Алексеевны, то в новом сезоне зрители увидят героиню в один из самых сложных для нее периодов. Екатерине уже 45, и ей приходится справляться с множеством проблем: идет затяжная война с Турцией, в стране засуха и голод, а доверие к императрице к тому же подрывают опасные самозванцы. В Париже объявилась княжна Тараканова, которая выдает себя за дочь Елизаветы Петровны, а на юге России поднял восстание Емельян Пугачев, называющий себя Петром III – мужем Екатерины, убитым при дворцовом перевороте! Да и с личной жизнью не ладится: фаворит императрицы Потемкин, кажется, увлечен войной больше, чем Екатериной. Насколько это соответствует исторической действительности? «Конечно, мы изучали исторические документы, в частности, пушкинский труд о Пугачеве, – говорит режиссер Дмитрий Иосифов. – Но даже у историков нет единого взгляда на те далекие события. Поэтому я не называю сериал историческим, это наши фантазии по поводу той интереснейшей эпохи». Зато точно соответствуют времени декорации сериала. Ведь его снимали во дворцах и усадьбах того времени: в Кусково, на Крутицком подворье, в Петропавловской крепости, в Царском Селе и в Гатчине. И исполнительница главной роли Марина Александрова утверждает, что это очень помогало войти в образ: «Входишь в Екатерининский дворец – и понимаешь, что играть надо так, будто всё это принадлежит тебе. Масштабы потрясают!»

СЕЛЬДЕРЕЙ ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ
Реквизиторы на этот раз расстарались не на шутку. Они не только тщательно воссоздавали детали интерьеров и быта, но даже к подбору продуктов, которые появятся в кадре, подошли с невероятной дотошностью. «Это исторический факт: Екатерина приобщила подданных к картошке, к моркови, к сельдерею, то есть она научила всех готовить эти продукты. Петр I завез эти овощи, но многие люди не знали, как их есть, – поясняет Марина Александрова. – Когда был голод, она приказала засеять ими всё Черноземье и приучила подавать это всё на стол». В фильме есть сцены, когда императрица идет по оранжерее, а в кадушках – всё перечисленное. «Я вышла на съемочную площадку. И вижу, что действительно стоит в такой большой деревянной кадушке сельдерей, где-то морковь, где-то там свекла, – рассказывает Марина. – Говорю: «Слушайте, какие вы молодцы! Где это вы всё купили?» А мне реквизиторы отвечают: «А мы не купили, мы на даче у мамы выращивали». – «Как?! Сколько времени?» – «Ну, месяца два-три нам понадобилось». Вот такая детальность и натуралистичность во всем».

КОГДА КОРОНА ЖМЁТ
«Я очень благодарна всей съемочной группе, потому что Екатерина – это не только я, это большое количество людей, стоящих за моей спиной, которые мне помогали воплотить этот образ и быть наиболее близкой к исторической действительности», – говорит Александрова. Действительно, исторический фильм немыслим без множества костюмов. У исполнительницы главной роли их, к примеру, было 20. И, как выяснилось, носить исторические наряды – не такое уж удовольствие. Летние сцены снимали в Петербурге при практически нулевой температуре. Вся съемочная группа была укутана в пуховики, а главная героиня ходила в платье с огромным декольте. «Надеть на нее что-то еще мы не могли по сюжету, но всё это время под платьем у актрисы находилось термобелье, – признается художник по костюмам Светлана Москвина. – Мы его специально обрезали, чтобы не было заметно в вырезе. И конечно, в перерывах все бежали согревать актрису. Но Марина невероятно стойкая девушка, поэтому ни один человек не услышал от нее жалоб или капризов». Для сцен с верховой ездой костюмеры придумали отдельную уловку. Когда героиня скакала на лошади, каркас, который придает юбкам объем, убирался, а вместо него использовались специальные накладки, чтобы наряд не потерял форму. Сама актриса за время съемок научилась разбираться и в корсетах, и в юбках со специфической точки зрения: теперь она точно знает, какие корсеты трещат, а юбки слишком шелестят и могут испортить звук в кадре. «Конечно, костюмы диктуют определенное актерское поведение, – признается Марина. – В корсете быстро не побегаешь. Платья достаточно тяжелые, а корона... жмет! Я теперь поняла, откуда это выражение. Корона действительно очень тяжелая и действительно жмет. Представляете, от нее остаются отпечатки на лбу!». Драгоценности в фильме, к слову, настоящие.

ВОЗРАСТ ОДНИМИ ГЛАЗАМИ
Век правления Екатерины – эпоха сложных причесок, но от париков гримеры на этот раз решили отказаться. «Максимум, что мы использовали, – это специальные валики для придания волосам высоты, кружевные заколки с камнями и много разных перьев, – признался художник по гриму Артем Демидов. – Собирали дамам их собственные царские прически. Если это фрейлина, то уходит минут 40. А на главных героинь и, конечно же, императрицу – около полутора часов: грим Марины Александровой, например, велся в четыре руки». Еще одной важной задачей гримеров было показать, как изменилась со временем императрица. Марине Александровой до возраста ее героини пока далеко, но возрастной грим использовать не стали. «С одной стороны, нам нужно было сохранить образ Екатерины узнаваемым. С другой же, подчеркнуть ее властность и всю полноту натуры, – говорит Артур. – В какой-то момент мы решили сделать силуэт прически более объемным и фактурным. Кроме того, мы использовали новые оттенки теней: взгляд императрицы стал увереннее, тверже». Режиссер Дмитрий Иосифов тоже подчеркивает, что эволюцию героини в сериале постарались передать не при помощи внешних проявлений, а исключительно за счет актерской игры. Неудивительно, что Марина Александрова признается, что эта роль бросила ей актерский вызов, но одновременно сделала мудрее и сильнее, научила дипломатии. «Спасибо за это моей героине: она многогранная, грандиозная, невероятная личность», – говорит актриса.