Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА ПЕРЕДОИЛА «ВСЕХ КОРОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!»
E38 07 c 9
E38 07 c 8
E38 07 c 7
E38 07 c 5
E38 07 c 4
E38 07 c 3
E38 07 c 6
25 сентября свой юбилейный 80-й день рождения отметит Лидия Федосеева-Шукшина. Она начала сниматься в 17 лет и по сей день остается настоящей звездой нашего кинематографа. В ее личной и экранной судьбе было много и драматичных, и светлых моментов. Лидия Николаевна с удовольствием рассказывает о своей жизни и порой делает весьма интересные заявления.

«Я ХОТЕЛА СТАТЬ КЛОУНОМ»
Лида Федосеева родилась 25 сентября 1938 года в Ленинграде. Семья пережила блокаду. На следующий год после окончания войны девочка пошла в школу. «Мы жили очень скромно, в коммуналке, у нас было 40 соседей. Однажды папа повел меня в цирк. Я была потрясена и сразу захотела стать клоуном! – вспоминает Лидия Николаевна. – Но когда впервые попала в кинотеатр на фильм «Небесный тихоход», тут же побежала за экран – смотреть, откуда берется это чудо. Тогда и решила, что буду киноактрисой». Свои актерские способности она развивала в драмкружке при Доме кино и уже в старших классах снялась в эпизодических ролях в фильмах «Максим Перепелица» и «Два капитана». Сразу после школы Лида поехала в Москву и легко поступила во ВГИК.

«МУЖИК БЕЖАЛ ПО-ДУРАЦКИ, И МНЕ ВСЁ СТАЛО ЯСНО»
Сразу после окончания института Лидию Федосееву утвердили на главную роль в фильме «Какое оно, море?» И она тут же попросила режиссера картины Эдуарда Бочарова заменить ее партнера. На роль бывшего уголовника Жорки был утвержден Василий Шукшин, с которым Федосеева училась во ВГИКе. Уже там он казался ей невзрачным на фоне фланировавших по коридорам щеголевато одетых Тарковского, Кончаловского, Шпаликова. «Кроме того, Шукшин был комсоргом и, бывало, вызывал меня «на ковер» – отчитывал за идеологическую несознательность. А уж он мог выразиться!» – вспоминает актриса. «Ну как комсорг будет играть зэка?!» – недоумевала Лидия. А в ответ слышала: «Шукшин – русский Чаплин, очень скоро ты сама в этом убедишься». Киногруппа отправилась на съемки в Крым. «Помню, Шукшин опаздывал на поезд и бежал по перрону. Посмотрела – мужик бежит по-дурацки, а в кармане зубная щетка. Мне всё стало окончательно ясно», – вспоминает Лидия Николаевна. Как водится, в дороге киношники устроили застолье, балагурили, пели. Когда Лида затянула свою любимую песню «Калина красная», все затихли. И только Шукшин начал ей подпевать. После случая в купе он начал за ней ухаживать. 35-летний Шукшин уже тогда был писателем и режиссером, а 26-летняя Лидия успела сыграть свою первую главную роль в фильме «Сверстницы» и слыла перспективной молодой актрисой. У обоих за плечами было по неудавшемуся браку. После завершения съемок актеры разъехались, но через несколько месяцев всех вызвали в Москву на озвучку. На третий день совместной работы Шукшин отвез Лидию в один из отдаленных московских районов, показал только что купленную в новостройке квартиру и сказал: «Вот здесь мы будем жить».

«Я БЫЛА ЕГО ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ»
Шукшин перевернул не только личную, но и творческую жизнь актрисы. «Мы репетировали дома с утра до ночи, – признается она. – Иначе мне было страшно выходить на съемочную площадку. Вдруг мои партнеры по фильму подумают: «Шукшин снимает свою бездарную жену!» Поэтому мы с Василием Макаровичем всё доводили до совершенства. Это уже потом я поняла, что особой игры и актерского мастерства в фильмах Шукшина мне и не требовалось. Всё, что было написано Шукшиным, – правда жизни. Я была его музой, его актрисой, предметом его изучения. Он в шутку называл меня «Моя ФеЛиНи», сокращая фамилию, имя и отчество до первого слога. Впервые я услышала это в Италии, когда нас пригласили на встречу с самим Федерико Феллини. Шукшина поторопили, а он сказал: «У меня есть своя Фелини, а тот Феллини пусть подождет». Самой знаменитой картиной Шукшина стала «Калина красная», а за Лидией Федосеевой после выхода фильма закрепилось амплуа по-настоящему народной актрисы. У Лидии Николаевны и Василия Макаровича родились две дочки-погодки – Маша и Оля. Но этому семейному и творческому союзу судьба отмерила всего 10 лет. Мало кто знает, что двойную фамилию Федосеева-Шукшина актриса взяла уже после смерти Василия Макаровича – в память о нем.

«РАЗГОВАРИВАЮ ПО НОЧАМ»
По жизни Федосееву-Шукшину постоянно сопровождают слухи о ее личной жизни. «Кроме Шукшина у меня было еще три мужа. Не надо мне приписывать других!» – говорит Лидия Николаевна. Еще студенткой она влюбилась в украинского актера Вячеслава Воронина. Сыграли студенческую свадьбу, вскоре родилась дочь Анастасия. Лида бросила институт и уехала с мужем в Киев. Но однажды, приехав в Москву и встретив своих сокурсников – уже начинающих «звездить» Галину Польских, Жанну Болотову, Тамару Семину, – решила восстановиться на курсе. Воронин остался в Киеве, а дочку родители временно отправили к бабушке в Ленинград. Увы, обстоятельства сложились так, что воссоединиться с Настей Лидии Николаевне так и не удалось... Шукшин был вторым мужем актрисы. Его смерть она пережила очень тяжело. Спас ее бывший однокурсник Сергей Никоненко. Он собирался снимать фильм «Трын-трава» и считал, что никто, кроме Лидии, героиню сыграть не сможет. «Я решила, что он спятил. Какая роль? Какие съемки? Я едва жива... Но он стоял на своем», – вспоминает актриса. На съемках этого фильма она познакомилась с оператором Михаилом Аграновичем, и их связали долгие годы сначала дружбы, а потом и любви. После развода с Аграновичем Федосеева-Шукшина вышла замуж за польского художника Марека Межеевски, с которым познакомилась на съемках фильма «Баллада о Янушеке». Сегодня Лидия Николаевна не замужем. Многих интересуют ее отношения с Бари Алибасовым. Пишут разное, но сама Лидия Николаевна говорит, что Бари – ее большой друг: «Мы с ним постоянно на связи. Правда, разговариваем в основном по ночам. Делимся друг с другом новостями из жизни, рассказываем о книгах».

«ПОЧЕМУ ВСЁ ВРЕМЯ ДЕРЕВНЯ? ХВАТИТ!»
«Печки-лавочки», «Странные люди», «Трын-трава», «Они сражались за Родину», «Позови меня в даль светлую»... При своей благородной внешности и весьма своенравном характере зрителям Лидия Федосеева-Шукшина особенно полюбилась именно в образах статных и кротких деревенских красавиц. Поэтому когда режиссер фильма «Вам и не снилось...» Илья Фрез предложил ее на роль мамы Романа Веры, все удивились. Этот момент очень запомнился автору сценария фильма Галине Щербаковой. «Мысленно я примеряла на нее роль – и мне то нравилось, то нет, – рассказывала писательница. – Например, смущала красота. Вера же, по повести, женщина тусклая, а Лидия – ослепительная красавица! Потом решила: актриса же не дура, ни за что на отрицательную роль не согласится. Но Федосеева-Шукшина просто вцепилась в сценарий со словами: «Хватит! Я передоила всех коров Советского Союза и теперь хочу в кино совсем другого. Почему всё время деревня? Я ведь ленинградка, городская косточка!» После этих слов сомнений ни у кого не осталось.
За свою карьеру народная артистка РСФСР снялась более чем в 90 фильмах. Она перевоплощалась в дам высшего света («Виват гардемарины!», сериал «Петербургские тайны»), императриц («Демидовы», «Графиня Шереметева»), партийную работницу («Красиво жить не запретишь»), учительницу («Ключ без права передачи»), неподражаемую мадам Грицацуеву («12 стульев») и даже в эксцентричную кассиршу цирка («Карантин»). И во всех ролях имела успех.

«ШУРЫ-МУРЫ НЕ ВОСПРИНИМАЮ»
«У моих дочерей очень разные характеры, – говорит Федосеева-Шукшина. – Маша в детстве была очень внимательной и послушной. А эмоциональная Оля хотела быть актрисой. В жизни всё получилось наоборот: Маша окончила Институт иностранных языков, но занимается актерской профессией, причем успешно, а Ольга училась и во ВГИКе, и в Литературном институте, а потом предпочла тихую спокойную жизнь в провинции вдалеке от Москвы». Старшая дочь Лидии Николаевны Анастасия Воронина уехала в Африку, где вышла замуж за руководителя контрразведки Анголы, а потом перебралась в Киев.
У Лидии Николаевны шестеро внуков и уже трое правнуков. Но она уверена, что, несмотря на возраст, женщина всегда должна оставаться женщиной. «Стараюсь выглядеть хорошо. Но личного стилиста, как сейчас модно, у меня нет. Всю жизнь сама себе хвостик делаю или стрижку каре – и всё. Главное – с чистой головой ходить, а не со стилистом», – говорит она. Много времени актриса уделяет сохранению памяти о Василии Шукшине: следит за работой фонда его имени, выпустила сборник загадок, часть из которых собирал Шукшин. Кроме того, она является президентом фестиваля «Виват, кино России!» и по-прежнему успевает сниматься. Например, недавно Лидия Николаевна снялась в российском сериале «Линия Марты» и в англо-американском криминальном сериале BBC «Макмафия». «Исполнилась моя детская мечта – я стала актрисой. Да, мое счастье сегодня – в чтении, в общении с внуками и с правнуками, но если мне в современном кино предлагают роль, которая мне интересна, я соглашаюсь. Пусть снимают, – считает она. – Конечно, сейчас другой уровень кинематографа. Мало уже таких фильмов, как «Калина красная», а мне важно, чтобы кино заставляло размышлять, а всякие шуры-муры мне воспринимать сложно. При этом я точно знаю, что зрители меня любят».