Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ОРГАНЫ
E32 09 b 2
E32 09 b 3
E32 09 b 4
E32 09 b 5
E32 09 b 7
Владимир Толоконников с детства мечтал о сцене, но его не хотели брать ни в один театральный вуз из-за специфической внешности. Никто и предположить не мог, что много лет спустя Толоконников станет известен на всю страну именно благодаря своей внешности и главной роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова в телефильме «Собачье сердце», которому в этом году исполняется 30 лет. Впрочем, залогом популярности «Собачьего сердца» стали не только большие уши и низкий лоб артиста, но и...

...ГЛАЗА ВЛАДИМИРА БОРТКО
Повесть «Собачье сердце» о превращении собаки в человека в результате гениальной операции на мозге, написанная Михаилом Булгаковым в 1925 году, в Советском Союзе долгие годы оставалась под запретом из-за своей острой сатирической направленности. Опубликована она была лишь во времена «перестройки» – в июньском номере журнала «Знамя» за 1987 год. Случилось так, что журнал этот попал в руки режиссера Сергея Микаэляна, возглавлявшего телевизионное отделение «Ленфильма». «Встретив меня в коридоре студии, Микаэлян протянул журнал, – вспоминает режиссер Владимир Бортко. – Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю, как. Это должно быть черно-белое кино…» По мнению режиссера, черно-белые кадры должны были лучше передать колорит 1920-х годов, когда происходит действие фильма. И некоторые кадры «Собачьего сердца» напоминают документальную хронику. Впрочем, рамками одной повести Бортко не ограничился: в телефильме присутствуют герои и сцены из других произведений Булгакова. Например, цирковая прорицательница – персонаж рассказа «Мадмазель Жанна», а сошедший с ума дворник взят из фельетона «Самоцветный быт». «Используя булгаковские рассказы, мы раздвинули рамки квартиры, где происходит действие повести, – объясняет режиссер. – Теперь там были улица, цирк». Кстати, московские улицы, где, по сюжету, разворачиваются события картины, «сыграл» Ленинград, поскольку съемки проходили на «Ленфильме».

...СЕРДЦЕ ЕВГЕНИЯ ЕВСТИГНЕЕВА
«На роль профессора Преображенского я пробовал четырех актеров, в том числе Владислава Стржельчика и Юрия Яковлева. Они артисты замечательные, но слишком сибариты: белая кость, голубая кровь. Если бы роль сыграл один из них, история была бы другой, – считает Владимир Бортко. – Нужен был человек из народа, ученый, который сделал себя сам. В повести Булгакова Преображенский оперирует «своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими». И это стало для меня определяющим. Евгений Евстигнеев – парень из народа, плоть от плоти. Труженик и талант, он идеально подходил для этой роли». Сам Евстигнеев повести Булгакова не читал и не горел желанием сниматься. Но его молодая жена, актриса Ирина Цывина, была от произведения Булгакова в восторге и уговорила супруга взяться за роль. Правда, актер поставил режиссеру условие: сниматься в Ленинграде он будет по субботам-воскресеньям, а на неделе возвращаться к жене в Москву. Бортко согласился и не пожалел: Евстигнеев загорелся ролью и играл блестяще. Актер тогда перенес инфаркт, и в театре его отправили на пенсию... «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, – вспоминает сын Евстигнеева Денис. – Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею: постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой». К тому же у Евгения Александровича сложились прекрасные отношения с актером Московского театра сатиры Борисом Плотниковым, которого утвердили на роль ассистента профессора доктора Борменталя.

...КАДЫК ВЛАДИМИРА ТОЛОКОННИКОВА
Очень важно было правильно подобрать актера на роль очеловечившегося Шарикова. «Я дал задание агенту по актерам отыскать человека, похожего на собаку, – вспоминает Владимир Бортко. – Мне принесли 12 пачек фотографий. Там был и мой друг Коля Караченцов. Пробовался он хорошо, лучше других, но он эту собаку играл, а нужно было в этой роли жить. А потом среди фото я нашел одно поразительное – никому не известного парня из Алма-Аты. И попросил: «Вызовите его, у него морда хорошая». Когда через пару дней я зашел в свой кабинет, увидел сидящую за столом собаку в галстуке!» Актеру Алма-Атинского театра русской драмы Владимиру Толоконникову на тот момент было уже 45 лет, и ничто не предвещало всесоюзной известности. На пробах ему предложили сыграть сцену, в которой Шариков произносит ставший впоследствии знаменитым тост: «Желаю, чтобы все!» «Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток. Разумеется, это была не водка, а вода. Но он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его не колеблясь, – признается режиссер. – Но худсовет категорически не принял его: «У вас Евстигнеев, Плотников, а это кто такой? Нигде не снимался. Из Алма-Аты… Ну как можно? Берите Колю Караченцова!» Я стоял на своем: «Или будет сниматься этот парень, или я пошел». Я знал, что они отступятся, потому что уже потратил много денег на подготовку и на пробы. Вот таким образом в фильме появился Володя Толоконников». Работал актер самозабвенно: в эпизоде схватки Шарикова с Борменталем он так бился о шкаф, что разбил стекло в дверце и рассек себе спину – пришлось вызывать «скорую». Зато этот фильм не только принес Толоконникову широчайшую известность, но и положил начало его кинокарьере длиной более 60 ролей.

...МОЗГ ПСА КАРАЯ
Любопытно, что попробоваться на роль Шарикова в фильме Толоконникову предложили в тот же день, когда он был утвержден на эту роль в спектакле «Собачье сердце», который ставили в его театре. На сцене актер играл и Шарикова-человека, и собаку. В фильме собаку он только озвучил – сыграл Шарика пес Карай Елены Никифоровой. Кстати, кастинг на эту роль был не менее основательным, чем при выборе Шарикова-человека. Карая нашли через Ленинградский клуб служебного собаководства, между прочим, к началу съемок на счету Карая было 38 задержанных нарушителей. А режиссер выбрал Карая из 20 претендентов за то, что тот выглядел, как чистокровная дворняга. Правда, у пса была гладкая шесть, а у Булгакова написано, что Шарик лохматый, – пришлось «гримировать» собаку. «Использовали крахмал, чтобы шерсть стояла дыбом, но как только Карай выбегал на улицу, тут же начинал валяться в снегу и всё с себя смывал, – вспоминает гример Елена Козлова. – Потом догадались применить желатин, и он оказался более стойким». Собака была умнейшей. «Хозяйка просто Караю говорит: «На ту сторону улицы перейдешь. Видишь, труба водосточная? Сядешь там и сиди. Поедут сани, пройдут солдаты – сиди. Выйдет дядька вот этот с метлой, ударит тебя один раз – ты сиди. А на второй раз уходи». Пес точно так и делал! Это что-то фантастическое – не собака, а человек!» – рассказывал художник-постановщик картины Владимир Светозаров. А еще Карай оказался очень терпеливым. Например, у сцены, когда повар поливает его помоями, делали несколько дублей, и пес стойко сносил обливания на 20-градусном морозе. На съемочной площадке Карая все обожали, особенно Евгений Евстигнеев. У Владимира Толоконникова общих сцен с собакой не было. Но однажды он специально пришел на площадку познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. После выхода фильма на экраны собаку стали узнавать. «На фильм «Рок-н-ролл для принцесс», где Карай тоже снимался, мы летели в Ялту самолетом, – рассказывает Елена Никифорова. – И стюардесса узнала «кинозвезду». Весь экипаж пришел на него посмотреть!»