Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТЕМА НОМЕРА
УСТРОИЛИ ТУТ ЦИРК!
E16 04 c 2
E16 04 c 4
E16 04 c 7
E16 04 c 5
E16 04 c 6
Цирк – волшебное место, в любви к которому признаются и дети, и взрослые. А для некоторых знаменитостей он стал первой ступенью к сердцам зрителей! Ко Всемирному дню цирка, который в этом году отмечается 21 апреля, мы вспомнили, кто из артистов начинал свою карьеру на арене и при этом получил...

...ТРУДНЫЙ ОПЫТ
Юрий Никулин впервые попал в цирк в пятилетнем возрасте. И так впечатлился, что немедленно захотел повторить увиденное дома. «Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось во что бы то ни стало стать клоуном, – вспоминал он. – Из ситца с желтыми и красными цветами мама сшила мне клоунский костюм. Из гофрированной бумаги сделала воротник-жабо, из картона – маленькую шапочку с кисточкой, на тапочки пришила помпоны. В таком виде я пошел в гости к одной девочке из нашего двора, у которой устраивали костюмированный вечер. Кто-то из ребят оделся врачом, кто-то изображал подснежник, одна девочка пришла в пачке и танцевала. А я – клоун и понял, что должен всех смешить. Вспомнив, что когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я, как только вошел в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Довольно больно ударился (не знал я тогда, что падать тоже нужно умеючи), но, преодолев боль, снова поднялся и опять грохнулся на пол. Падал и всё ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму: «Он у вас что, припадочный?» На другой день у меня болели шея, спина, руки, и первый раз я на своем опыте понял: быть клоуном непросто». Подтвердил эту истину один из первых выходов уже взрослого Никулина на настоящую цирковую арену. Он заменил одного из артистов, выступавших с клоуном Карандашом. Вышел на публику и внезапно растерялся, забыл, что нужно делать. Ситуацию спас ведущий: «Вы хотите показать фокусы?» – «Да». – «Ну так идите за кулисы и несите аппаратуру». Никулин послушался, а за кулисами его подбодрили коллеги. Он выскочил обратно, надел на одного из клоунов воронку с водой и убежал. Правда, облил не того, кого нужно было по сценарию, так что в итоге получил от Карандаша нагоняй. Впрочем, на любовь к работе это не повлияло – даже занятость в кино не смогла отвлечь Юрия Владимировича от цирковой арены.

...УРОК СМЕЛОСТИ
Во время учебы в театральном с деньгами у Элины Быстрицкой было туго, и она искала любую возможность подработать. Однажды в Киев приехал знаменитый иллюзионист Игорь Кио. Элина нанялась к нему ассистенткой. Она не сразу поняла, что ее ждет. Актрису спросили, боится ли она воздуха. «Что вы, нет, я люблю воздух!» – наивно ответила она, не зная, что цирковые так называют работу на высоте. «Я должна была заменить лилипутку, которая выезжала на арену в китайском фонаре, – рассказывает актриса. – Это ажурное сооружение из прутьев со шторками, со специальной системой зеркал, красивой подсветкой. С небольшой площадки фонарь поднимается под купол цирка. Что я испытала, когда вдруг фонарь медленно поплыл под купол, его шторки раздвинулись и я оказалась высоко над ареной! Увидела внизу маленьких людей, странно уменьшившуюся в размерах арену. Фонарь слегка качался… Вот тут я и поняла, что циркачи именуют «воздухом». Повисев под куполом, фонарь медленно опускался, Кио хлопал в ладоши, а я должна была, как от меня требовали, «легко спрыгнуть и грациозно убежать с арены». Между прочим, спрыгнуть с высоты в полтора метра в туфельках на тоненьких каблучках! Признаюсь: я безумно боюсь высоты. И когда раздвинулись шторки, панически испугалась. Схватиться было не за что – прутья у фонаря тоненькие, хлипкие. Спрыгнула я довольно удачно и, как мне казалось, элегантно раскланялась. За кулисами у меня долго дрожали руки, но требовалось не показать страха, ибо мне нужно было удержаться у Кио. По сравнению с участием в киномассовках у него платили в шесть раз больше...» В итоге артистка проработала у Кио до конца его гастролей. И говорит, что с тех пор не боится никакой работы.

...НОВУЮ ПРИЧЁСКУ
Когда Наталья Варлей была маленькой, никто и подумать не мог, что она свяжет свою жизнь с цирком, а затем с кино. Она боялась высоты и была очень заcтенчивой. Но после первого же похода в цирк заявила родителям, что непременно станет воздушной гимнасткой. В детской студии при цирке, а затем и в училище она училась преодолевать свои страхи. «В цирковом училище у нас был очень строгий педагог по воздушной гимнастике, – вспоминает актриса. – Он практически сразу снял с нас лонжи. Получается, что обучались мы без страховки. Конечно, природный страх никуда не исчез, но я его научилась преодолевать. Это приходилось делать каждый раз, выходя на новую арену в новом городе, куда мы приезжали на гастроли. Но стоило мне освоиться на площадке, уверенность возвращалась. Я хорошо помню это ощущение: поднимаешься под купол, а внизу – вся чаша цирка, мои друзья стоят в проходах и смотрят на меня, задрав головы. Нет, я уже не испытывала никакого страха, только счастье полета». Училище Наталья закончила с отличием, а коронным ее номером стал именно номер на высоте – «Воздушный эквилибр на штейн-трапеции с музыкальными инструментами». Правда, она признается, что не обходилось без опасных ситуаций: «В моем номере были сложные трюки: в одном из них мне в воздухе сверху спускали стульчик, я ставила его на трапецию, садилась и играла на концертино. В конце номера меня закручивали на трапеции, а я вставала на пуанты и отпускала руки. Потом трапеция раскручивалась обратно, медленно опускаясь вниз. Однажды униформист засмотрелся и забыл, что нужно начинать опускать трапецию. А когда опомнился, поспешил и выпустил веревку из рук. Трапеция резко полетела вниз, но я не упала, схватилась за тросы. Зато сорвался стульчик и прилетел мне в лоб. У меня шишка вздулась в считанные мгновения. Цирковые побежали к мороженщице, взяли лед, я сидела с этим льдом час целый, но шишка осталась, и на другой день мне пришлось изменить прическу – так у меня появилась челка, которую я с тех пор и ношу». Уже будучи известной циркачкой, Варлей попала в кино, и цирковые навыки ей очень пригодились – например, в «Кавказской пленнице» все трюки она выполнила сама.

...ВДОХНОВЕНИЕ ДЛЯ ФИЛЬМА
В детстве Светлана Дружинина мечтала вовсе не снимать кино, а работать цирковой наездницей. При этом в цирке она ни разу не была – билеты стоили слишком дорого, а семья была бедной. Но однажды, рассматривая афиши, третьеклассница Света нашла настоящее сокровище. «Я увидела маленькое объявление, написанное от руки, что проходит первый набор в цирковую школу детей до десяти лет, форма одежды – майка, трусы и ноги чистые. Вот это я никогда не забуду!» – вспоминает режиссер. Учеба была непростой, но интересной. «На маленькой кучке опилок нас, детей, раскручивали, «ломали», – рассказывает Дружинина. – Я за необычайную гибкость даже получила прозвище Девочка-каучук. Тут же репетировал со своей собакой великий Карандаш, занимались жонглеры. Цирк манил меня, я пропадала там всё свободное время. Но после пятого класса началась специализация, мне сказали, что я могу быть в труппе наездницей и ездить на гастроли. И тут мама испугалась: в этом случае я не получила бы аттестат о среднем образовании. А рискованная цирковая жизнь не давала никаких гарантий – после травмы можно было на всю жизнь остаться без работы... Мама заперла меня в комнате на ключ и никуда не пускала. Довольно долго задания мне приносили одноклассники, я училась дома. Когда наступило лето, мама, все еще опасаясь, что я могу сбежать с труппой на гастроли, отправила меня в пионерский лагерь в Быково. То лето было, наверное, самым печальным в моей жизни. Я страшно тосковала по цирку и оживала, только когда можно было продемонстрировать то, чему научилась на манеже… Но именно там, в лагере, началась моя вторая детская «болезнь». Спасибо дальней родственнице Айседоры Дункан – очаровательной Юлечке Шимергон, заразившей меня балетом». Из балетного училища Светлана попала на съемочную площадку в качестве актрисы, затем стала режиссером. А своему детскому увлечению призналась в любви, сняв прекрасный фильм «Принцесса цирка».

...НОВУЮ РАБОТУ
Александр Олешко тоже влюбился в цирк с детства. Он до сих пор с восхищением описывает свои первые впечатления: «Оркестр, который вдруг загорается разными огнями, выходит дирижер в красном блестящем пиджаке. Клоуны, трюки, женщины с наклеенными ресницами. А как я плакал, когда мы на дверях цирка прочитали, что сегодня не будет аттракциона «Дрессированные коровы Маргариты Бреда», потому что заболела корова. Для меня это было трагедией. Мы регулярно ходили с мамой в цирк, она пряталась за дерево, потом возвращалась и говорила: «Корова поправляется, передает привет». Неудивительно, что после школы Олешко отправился прямиком в цирковое училище. Он закончил учебу с красным дипломом и должен быть стать инспектором манежа. И еще в годы учебы вел цирковые представления. Тогда ему пришлось столкнуться с гораздо более опасными животными, чем коровы. Александр как-то рассказал такую историю: «Знаменитый Вальтер Запашный в уникальном аттракционе «Среди хищников» находился в одной клетке с хищниками, которые не пересекаются в природе. Это крайне опасно! За кулисами выстроили два тоннеля, которыми звери должны идти в клетку. Вокруг таблички «Осторожно, хищники», на которые я не обращал внимания. Я же цирковой! Иду посередине между двумя тоннелями. В этот момент появился Вальтер Запашный. В гриме, в костюме. И с пистолетом. Пистолет без патронов, пугач. Он увидел меня, огрел трехэтажным матом и выстрелил вверх. Как я бежал оттуда – это страшно описать! Зато запомнил на всю жизнь: не влезай – убьет». После училища Олешко отправился в театральный вуз и надолго забыл о цирке. Но судьба вернула его на арену: сначала артисту предложили поучаствовать в представлении к юбилею Юрия Никулина, а затем – сыграть рассказчика в цирковой сказке.